Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2014 по делу n А76-24490/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-13239/2014

г. Челябинск

 

08 декабря 2014 года

Дело № А76-24490/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бабкиной С.А.,

судей Матвеевой С.В., Хоронеко М.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Киреевой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.10.2014 по делу № А76-24490/2013 (судья Лукьянова М.В.).

В заседании принял участие представитель Министерства финансов Российской Федерации: Белова Е.Ю. (паспорт, доверенность от 11.01.2013).

Администрация города Челябинска (далее - Администрация города Челябинска, истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России, первый ответчик), Челябинской области в лице Правительства Челябинской области (далее - Правительство Челябинской области, второй ответчик) о взыскании убытков в размере 1 703 850 руб. (т. 1, л.д. 5-11).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Челябинской области (далее - Минфин Челябинской области, третий ответчик), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальных отношений Челябинской области (т. 1, л.д. 113-116).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 03.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Беляевский Дмитрий Валерьевич (далее – Беляевский Д.В., третье лицо) (т. 1, л.д. 141-144).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.10.2014 с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации города Челябинска взысканы убытки в размере 1 703 850 руб. руб.; в иске к остальным ответчикам отказано. В иске к Минфину Челябинской области в лице Правительства Челябинской области отказано (т. 2, л.д. 69-84).

Минфин России не согласился с вынесенным судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 2, л.д. 89-93).

В обоснование доводов апелляционной жалобы Минфин России ссылался на то, что Беляевский Д.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. Предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является полномочием органа местного самоуправления, а значит, правовых оснований для возмещения расходов последнего по предоставлению жилья Беляевскому Д.В. за счет средств Российской Федерации не имеется.

Минфин России считает недоказанным наличие совокупности элементов, необходимых для возложения на него гражданско-правовой ответственности, в частности, противоправности поведения ответчика и нарушения его действиями (бездействием) прав истца. Считает, что истцом не доказано наличие у него убытков в размере, предъявленном к взысканию.

Податель жалобы ссылается также на то, что в материалы дела не представлены доказательства приобретения истцом квартиры, в последующем предоставленной Чураковой Е.П., по рыночной стоимости или строительства ее за счет средств муниципального бюджета. Указывает также, что согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц правообладателем данной квартиры является муниципальное образование город Челябинск, то есть имущество не выбыло из казны соответствующего муниципального образования.

В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явились, представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, их представителей.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Челябинска по делу № 757/2011 по иску признано недействительным Распоряжение Главы администрации Ленинского района города Челябинска № 19 от 21.01.2010 «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма Беляевской В.К. в связи с выселением из аварийного жилого дома № 58 по ул. Новороссийской г. Челябинска» в части предоставления жилого помещения с учетом Беляевского Д.В. Указанным решением суд обязал Администрацию города Челябинска предоставить Беляевскому Д.В. отдельное благоустроенное помещение, в черте города Челябинска, состоящего не менее чем из одной комнаты, соответствующее санитарным и техническим требованием, общей площадью не менее 28, кв.м., на условиях договора социального найма (т.1 л.д.29-37).

Во исполнение указанного выше судебного акта, Администрацией города Челябинска принято распоряжение от 26.12.2011 № 8153-к «О предоставлении жилого помещения» (т.1 л.д. 28), на основании которого Беляевскому Д.В. предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 40,5 кв.м., по адресу: г. Челябинск, ул. Чичерина, дом № 15-б, кв. 30. Между Администрацией Курчатовского района города Челябинска и Беляевским Д.В. заключен договор социального найма жилого помещения № 760 от 12.01.2012 (т.1 л.д. 14-17).

Полагая, что, исполнив решение суда по предоставлению жилого помещения Беляевскому Д.В. за счет собственных средств, Администрация города Челябинска понесла убытки в виде рыночной стоимости квартиры в размере 1 703 850 руб., истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Удовлетворяя исковые требования путем взыскания заявленной суммы убытков с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности факта наличия убытков, обоснованности их расчета, а также из того, что указанные убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку право инвалидов на получение бесплатного жилья предусмотрено федеральным законодательством.

Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на материалах дела и требованиях закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.

В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению названных мер социальной поддержки.

В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (пункт 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

Из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом о социальной защите инвалидов обеспечение инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями является вопросом федерального значения.

Поскольку соответствующая мера социальной поддержки предусмотрена федеральным законодательством, то финансирование расходов муниципального образования, понесенных в связи с ее реализацией, относится к расходным обязательствам Российской Федерации, должно осуществляться из федерального бюджета.

Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или бюджете муниципального образования.

Из решения Ленинского районного суда от 06.04.2011 по делу № 2-757/2011 следует, что Беляевский Д.В. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, которое включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации. Решением Центрального районного исполнительного комитета (РИК) города Челябинска от 14.03.1985 принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что Администрация города Челябинска исполнила обязанность по предоставлению денежных средств, эквивалентных стоимости жилого помещения, в размере 1 703 850 руб. инвалиду, страдающему тяжелой формой заболевания, внесенного в Перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, в свою очередь федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, соответствующие расходы не компенсировал.

Доказательств того, что первым ответчиком Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области или органу местного самоуправления в рассматриваемый период были выделены финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2014 по делу n А76-22579/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также