Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу n А76-11497/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-11381/2014

г. Челябинск

 

24 октября 2014 года

Дело № А76-11497/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,

судей Ивановой Н.А. и Малышевой И.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Челябинской таможни  на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.09.2014 по делу № А76-11497/2014 (судья Васильева Т.Н.).

В заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Минеева Н.А. (доверенность от 24.07.2014), Алексюк К.А. (доверенность в деле);

Челябинской таможни – Лесников П.А. (доверенность № 1 от 09.01.2014), Баловнев А.К. (доверенность № 11 от 13.01.2014).

16.05.2014  в Арбитражный суд Челябинской области обратилось открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее общество, заявитель, ОАО «РЖД»)  в лице филиала – Южно – Уральской железной дороги с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного Челябинской таможней  (далее – таможенный орган, таможня) № 10504000-956/2013 от 02.04.2014 о привлечении к административной ответственности по  статье 16.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) и наложении штрафа в сумме 5 100 руб. за утрату средства таможенной идентификации товара – пломбы.

09.11.2013 вагон № 52046091 с грузом прошел таможенное оформление и принят к перевозке на ст. Камышта Красноярской железной дороги, передан под охрану специализированной организации.

11.11.2013 на ст. Курган на вагоне было обнаружено отсутствие пломбы, о чем составлен акт общей формы. При осмотре вагона обнаружено отсутствие части товара весом 110,8 кг., по факту кражи возбуждено уголовное дело. Перевозчик привлечен к административной ответственности  за утрату пломбы.

Постановление незаконно, поскольку вина перевозчика в утрате запорного – пломбировочного устройства (далее - ЗПУ) отсутствует, груз в исправном состоянии был принят к перевозке, при наличии ЗПУ  передан для охраны специализированному охранному предприятию, которое согласно договора несет ответственность как за сохранность груза, так и за сохранность пломб. Не установлено, какие конкретные меры не были применены перевозчиком по предотвращению утраты ЗПУ, отсутствуют нарушения правил перевозки (т.1 л.д.10-16).

Таможня возражает против заявленных требований, считает постановление законным, а административное нарушение установленным. Принятые меры по обеспечению сохранности ЗПУ  не могут быть признаны достаточными, факт утраты не оспаривается. Передача товара под охрану не является действенной мерой по предотвращению утраты ЗПУ и не исключает вину перевозчика. Под охрану передавался груз, а не пломбы, законность привлечения к ответственности подтверждена судебной практикой (т.1 л.д.61-65).

Решением суда первой инстанции от 09.09.2014 требования удовлетворены, постановление о привлечении к административной ответственности признано незаконным и отменено.

Таможенный орган не установил виновных действий перевозчика, который принял вагон с грузом, имеющий ЗПУ,  передал его под охрану (груз сопровождал работник вневедомственной охраны), перевозку производил в установленном порядке, при обнаружении  утраты пломбы поставил об этом в известность заинтересованных лиц, принял участие в составлении акта общей формы.

Утрата пломбы произошла в результате противоправных действий лиц совершивших кражу из вагона, в связи с чем, возбуждено уголовное дело и не связана с действиями перевозчика. Основания для применения административной ответственности отсутствуют (т.1 л.д. 142-148).     

19.09.2014 от таможни  поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.

По п.2 ст. 223 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС)  перевозчик обязан обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, за нарушение этой обязанности он несет ответственность, предусмотренную законодательством по ст.16.11 КоАП РФ.

Данная обязанность не исполнена, что образует состав административного правонарушения. Не принимаются ссылки на то, что вагон был передан для охраны, т.к. орган вневедомственной охраны несет ответственность за сохранность груза, а не средств таможенной идентификации, которые не могли быть переданы под охрану, а орган вневедомственной охраны не является участником таможенных правоотношений. Вывод суд о надлежащем исполнении обязанностей перевозчика является неправильным, форс - мажорные обстоятельства не установлены, нарушение является повторным (т.1 л.д.151-155).

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующие обстоятельства.

ОАО «РЖД» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 23.09.2003, филиалом является Южно – Уральская железная дорога  (т. 1 л.д.45-53).

Между РЖД и Федеральным государственным предприятием «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» заключено соглашение о порядке взаимодействия при перевозке грузов железнодорожным транспортом, по которому отсутствие ЗПУ  является коммерческой неисправностью вагона (п.3.5), при обнаружении которой груз передается перевозчику по акту приема – передачи КЭУ-5 (т.1 л.д. 37-44).

По пояснению сторон отдельное пломбирование вагона таможней не проводилось, в качестве средства таможенной идентификации использовалась пломба железной дороги, установленная при принятии груза к перевозке.

09.11.2013 вагон с грузом принят к перевозке на ст. Камышта Красноярской железной дороги и следовал в г. Санкт – Петербург для вывоза водным транспортом в США (т.1 л.д.33-35), прошел таможенный контроль (т.1 л.д.75).

11.11.2013 на станции Курган составлен акт общей формы об отсутствии ЗПУ (т.1 л.д.76, 85), при таможенном досмотре обнаружено утрата груза 110,8 кг. в виде алюминия в чушках (т.1 л.д.87-88).

Определением от 18.12.2013 возбуждено административное производство (т.1 л.д.68).

О дате и времени составления административного протокола общество было извещено письменно, уведомление получено 16.11.2014 (т.1 л.д.96).

17.01.2014 составлен административный протокол № 10504000-956/2013 об административном правонарушении по ст. 16.11 КоАП РФ – о не обеспечении сохранности ЗПУ (т.1 л.д.102-104).

17.01.2014 назначено рассмотрение дела – 31.01.2014 в 14.15, копия получена 07.02.2014 представителем общества (т.1 л.д.106-107), отложено на 04.02.2014 (т.1 л.д.42).

04.02.2014 вынесено постановление № 10504000-956/2013 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 16.11 КоАП РФ  и наложении штрафа 5 100 руб., где ответственность за сохранность ЗПУ  была возложена на перевозчика,  копия направлена 07.02.2014 (т.1 л.д.21-24, 116).

Решением Уральского таможенного управления № 10507000/4ю/7а от 22.04.2014 по жалобе РЖД решение таможни оставлено без изменения (т.1 л.д.26-32).

По факту хищения органом внутренних дел  возбуждено уголовное дело, указано, что преступление совершено путем проникновения в вагон  (т.1 л.д.131).

По утверждению подателя жалобы – таможни суд первой инстанции неосновательно признал постановление незаконным, не учел существенные обстоятельства, подтверждающие вину перевозчика.

Суд первой инстанции установил отсутствие вины перевозчика в утрате ЗПУ, которая произошла в результате противоправных действий лиц, совершивших хищение.

Решение суда соответствует нормам материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит применяется при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа, по ст. 109 ТК ТС товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

Часть 2 статьи 156 ТК ТС предусматривает, что после пересечения таможенной границы, ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия или иные места, указанные в пункте 1 настоящей статьи, и предъявлены таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Согласно статье 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись.

В соответствии со статьей 16.11 КоАП РФ об административных правонарушениях уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации влечет наложение административного штрафа.

По утверждению таможни объективной стороной нарушения является «утрата» пломбы.

Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ об административных правонарушениях, могут выступать как лица, совершившие конкретные противоправные действия, так и лица, которые обязаны обеспечить сохранность средств идентификации: перевозчики, владельцы складов временного хранения и прочие.

Данное административное производство возбуждено в связи с обнаружением на промежуточной станции следования в вагоне с помещенным под таможенный режим товаром пломбы.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что одна лишь констатация факта утраты средства идентификации не может являться законным основанием для привлечения к административной ответственности по статье 16.11 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 статьи 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения, обязанность, по доказыванию которой возлагается на административный орган.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказывание «не принятия мер» также возлагается на таможню, действует презумпция невиновности юридического лица.

Таможенным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении ОАО «РЖД» правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также о бездействии последнего в части обеспечения безопасности перевозимого груза с учетом установленных судом обстоятельств. Фактом возбуждения уголовного дела подтверждается кража из вагона, сопровождающаяся повреждением пломбы. Представить таможни в судебном заседании не смог пояснить, какие дополнительные меры должен был предпринять перевозчик, чтобы обеспечить сохранность пломбы.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что утрата пломбы не связана с противоправными действиями или бездействием перевозчика, и признал незаконным привлечение к административной ответственности.

При таких условиях основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.09.2014 по делу № А76-11497/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Челябинской таможни  - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                   Ю.А. Кузнецов

Судьи:                                                                           Н.А. Иванова

                                                                                       И.А. Малышева

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу n А76-1640/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также