Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу n А76-10451/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-10739/2014 г. Челябинск
17 октября 2014 года Дело № А76-10451/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Бояршиновой Е.В., судей Малышева М.Б., Кузнецова Ю.А., при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2014 по делу № А76-10451/2014 (судья Трапезникова Н.Г.). В заседании приняли участие представители: закрытого акционерного общества «Микчел - ТСК» – Едемский А.Б. (доверенность от 04.10.2014), Розина В.В. (доверенность от 04.10.2014), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области – Гаврилов И.А. (доверенность от 17.06.2014 №05-27/07762). Закрытое акционерное общество «Микчел - ТСК» (далее – заявитель, налогоплательщик, общество, ЗАО «Микчел - ТСК») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) по направлению материалов выездной налоговой проверки ЗАО «Микчел - ТСК» в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2014 требования, заявленные налогоплательщиком, удовлетворены, действия инспекции по направлению материалов выездной налоговой проверки в следственный орган признаны незаконными. В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, в удовлетворении требований ЗАО «Микчел - ТСК» отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что судом первой инстанции не учтено, что действия, предусмотренные ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) напрямую не связаны с действием решения о привлечении к ответственности и, соответственно, приостановление его действия не исключает императивно установленную обязанность инспекции по направлению материалов проверки в следственные органы. Налоговое законодательство, как полагает инспекция, не содержит ограничения в части направления материалов проверки в следственные органы в период действия обеспечительных мер принятых судом. Кроме того, по мнению инспекции, оспариваемые действия не нарушают прав и законных интересов общества, поскольку не налагают на него никакие обязанности, а, следовательно, не могут быть признаны незаконными. Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонены ее доводы, как не основанные на нормах права и противоречащие представленным доказательствам. Так, заявитель указывает, что поскольку в период действия обеспечительных мер у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате доначисленных сумм налогов, пени, штрафов, то в отношении него не может быть применен срок, установленный п. 3 ст. 32 НК РФ. Также заявитель ссылается на то, что им представлены доказательства нарушения прав и законных интересов незаконными действиями инспекции, а именно: аннулирования контрагентом предварительной договоренности о заключении договора, вызова главного бухгалтера в следственные органы, запроса бухгалтерских документов. Также общество в отзыве отмечает, что направление инспекцией материалов проверки следственным органам негативно повлияло на деловую репутацию общества и отразилось на его хозяйственной деятельности. В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. Представитель заявителя дополнительно пояснил, что на момент направления налоговым органом материалов выездной налоговой проверки в следственные органы, результаты указанной проверки уже были признаны недействительными решением арбитражного суда. Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности общества, по результатам которой вынесено решение от 29.07.2013 № 31Р о привлечении ЗАО «Микчел - ТСК» к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по налогам в размере 3 263 019 рублей, пени в сумме 562 885,54 рублей, штрафы в сумме 628 834,20 рублей. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 17.10.2013 № 16-07/002883@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции утверждено и вступило в силу. Инспекцией в адрес заявителя было выставлено требование от 28.10.2013 № 2619 с предложением в срок до 18.11.2013 уплатить суммы налогов, пени и штрафов по решению от 29.07.2013 № 31Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требование получено обществом. Не согласившись с решением инспекции от 29.07.2013 № 31Р, общество 18.11.2013 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании его недействительным. В рамках рассмотрения данного заявления Арбитражным судом Челябинской области по ходатайству заявителя вынесено определение от 19.11.2013 по делу № А76-24975/2013, которым приостановлено действие решения инспекции от 29.07.2013 № 31Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.01.2014 решение инспекции от 29.07.2013 № 31Р признано недействительным. Письмом от 21.01.2014 инспекция направила материалы выездной налоговой проверки ЗАО «Микчел - ТСК» в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в рамках действующего законодательства. Постановлением Следственного отдела по г.Миасс Следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по Челябинской области от 03.05.2014 отказано в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ЗАО «Микчел - ТСК» по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.199 УК РФ, по основанию предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в их действиях признаков состава указанного преступления. Считая действия инспекции по направлению материалов выездной налоговой проверки в следственный отдел незаконными, а также нарушающими его права, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением по настоящему делу. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые действия инспекции совершены в период действия обеспечительных мер, принятых Арбитражным судом Челябинской области по делу № А76-24975/2013, когда существовали юридические препятствия для осуществления налоговым органом действия по исполнению решения о привлечении к налоговой ответственности, в связи с чем являются незаконными. Вывод суда первой инстанции с учетом обстоятельств данного дела является правильным, соответствует действующему законодательству. Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Таким образом, согласно действующему налоговому законодательству обязательным условием для направления материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также факт неуплаты в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщиком указанной в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. Абзацем 4 п. 4 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Как следует из материалов дела, срок исполнения требования от 28.10.2013 № 2619 был установлен инспекцией до 18.11.2013. Однако уже 19.11.2013 Арбитражным судом Челябинской области по делу № А76-24975/2013 в соответствии с ч. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановлено действие решения инспекции от 29.07.2013 № 31Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении судами обеспечительных мер», под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно ч. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением. Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения понимается запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. В силу положений ч. 1 ст. 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Таким образом, в период действия введенных судом обеспечительных мер у общества отсутствовала обязанность по уплате налога, пени, штрафа, указанных в требовании, а срок, в течение которого действует определение суда о принятии обеспечительной меры, не включается в предусмотренный законодательством срок на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, поскольку в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Таким образом, в данном случае установленный п. 3 ст. 32 НК РФ двухмесячный срок не истек, что свидетельствует о незаконности действий налогового органа. Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы инспекции о том, что действия, предусмотренные ст. 32 НК РФ напрямую не связаны с действием решения о привлечении к ответственности и, соответственно приостановление его действия не исключает императивно установленную обязанность инспекции по направлению материалов проверки в следственные органы в силу следующего. В данном случае приостановление действия решения действительно напрямую не устанавливает запрет на направление материалов налоговой проверки в следственные органы в порядке, установленном ст. 32 НК РФ, однако, поскольку в период действия введенных судом обеспечительных мер, направленных на приостановление действия решения налогового органа, то у общества отсутствовала обязанность по уплате налога, пени, штрафа, указанных в требовании. Поскольку в период действия обеспечительных мер у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате доначисленных сумм налогов, пени, штрафов, то в отношении него не может быть применен срок, установленный п. 3 ст. 32 НК РФ. Направление материалов выездной налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с требованиями п. 3 ст. 32 НК РФ, которые в данном случае налоговым органом были нарушены направлением материалов до истечения предусмотренного данной нормой двухмесячного срока на уплату недоимки, поскольку период, в течение которого действуют обеспечительные меры в виде приостановления действия решения о привлечении к ответственности, не включается в установленный п. 3 ст. 32 НК РФ двухмесячный срок. При этом п.п. 3, 4 ст. 30 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того апелляционный суд учитывает, что на момент направления налоговым органом материалов выездной налоговой проверки в следственные органы (21.01.2014), результаты указанной проверки уже были признаны недействительными решением арбитражного суда от 20.01.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу n А07-19495/2012. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|