Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2007 по делу n А76-9359/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А76-9359/2007

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП – 8405/2007

г. Челябинск

12 декабря 2007 г.                   Дело № А76-9359/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Пивоваровой Л.В., Тремасовой-Зиновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03 октября 2007 по делу № А76-9359/2007 (судья Попова Т.В.), при участии: от закрытого акционерного общества «Еманжелинская передвижная механизированная колонна» - Умурбаева Г.С. (доверенность от 29.06.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Челябинской области - Мелехина А.В. (доверенность № 03-14/1752 от 28.03.2007),

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Еманжелинская передвижная механизированная колонна» (далее – ЗАО «ЕПМХ», заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Челябинской области  (далее – МРИФНС России № 14 по Челябинской области, налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) от 19.04.2007 № 27 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации (налогового агента), индивидуального предпринимателя.

Решением арбитражного суда первой инстанции заявленные налогоплательщиком требования были удовлетворены.

Налоговый орган не согласился с решением арбитражного суда первой  инстанции и обжаловал его, сославшись на то, что решение инспекции вынесено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Арбитражным судом первой инстанции неправильно применены положения статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, сделан ошибочный вывод о нарушении сроков принятия оспариваемого решения.

Общество отзывом отклонило доводы апелляционной жалобы, указав, что решение суда является обоснованным и принято в соответствии с действующими нормами права.

Законность обжалуемого судебного акта  проверена арбитражным судом апелляционной  инстанции в порядке, предусмотренном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции   приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции.

Как видно из материалов дела, налоговым органом вынесено решение № 27 от 19.04.2007 о взыскании налога (сбор) и пени за счет имущества налогоплательщика-организации, согласно которому с общества подлежат взысканию налоги в сумме 531 761 руб.

Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с подпунктом 1  пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога и пени.

Порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика установлен статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации  в случае  неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 47 и 48  Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации  в случае неуплаты или  неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Как определено пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате  налога.

При этом, право налогового органа на принудительное взыскание пени зависит от возможности принудительного взыскания задолженности, на которую начислены пени и законодатель  не связывает возникновение названных последствий с отсутствием решения или пропуском срока на взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в порядке пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налогового органа при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Согласно статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе  обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа.  Взыскание налога производится по решению руководителя налогового органа, путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения, соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральном законом №119-ФЗ от 21.07.1997 «Об исполнительном производстве».

Статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации не установлен срок вынесения решения о взыскании налога за счет имущества, однако, исходя из универсальности воли законодателя, суммы недоимки по налогу и пени должны взыскиваться с налогоплательщика-организации с учетом срока взыскания в бесспорном порядке, установленного статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, независимо от формы, в которой производится бесспорное взыскание.

Из содержания данных  норм  следует, что до вынесения  решения об обращении взыскания на имущество налогоплательщика - организации налоговый орган должен принять меры по взысканию задолженности за счет денежных средств и лишь в случае невозможности взыскания за счет денежных средств обратить взыскание на имущество.

Между тем следует иметь в виду, что в статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации, также как и в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является  ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.

Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пени, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации  подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки – пункт 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В силу условий статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах – пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме – пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно ее пункту 9, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Положения, предусмотренные статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации – пункт 8 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из положений указанных норм следует, что решение о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при условии предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога и пени соответствующего требования пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, не исполнение в установленный срок требования об уплате сумм налога и пени, вынесении инспекцией решения о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствие на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств.

При нарушении одного из указанных условий решение о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика считается принятым без достаточных оснований.

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение вынесено в связи с неисполнением налогоплательщиком требований № 375 от 19.04.2007, № 1835 от 15.08.2006, № 1836 от 15.05.2006, № 3160 от 17.08.2006, № 3685 от 30.08.2006, № 4663 от 16.11.2006, № 4852 от 23.11.2006, № 4895 от 28.11.2006, № 5706 от 22.12.2006, об уплате налога.

Взыскание оспариваемых сумм налога по указанным требованиям произведено налоговым органом на основании решений № 475 от 28.09.2006, № 308 от 29.06.2006, № 772 от 26.12.2006, № 580 от 12.10.2006, № 16 от 10.01.2007, № 309, № 120 от 20.01.2007, № 771 от 26.12.2006.

Кроме того, судом первой инстанции справедливо указано на недостоверность сведений по требованиям № 375 и 1836.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение недействительным, поскольку при принятии решения инспекцией нарушены требования статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившиеся в нарушении 60-дневного срока.

Арбитражный суд апелляционной инстанции приходил к выводу о том, что совокупность всех вышеизложенных обстоятельств свидетельствует о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения, поскольку оно не соответствует нормам налогового законодательства. Изъятие денежных средств предприятия на основании данного решения, принятого с нарушением установленного законом порядка,  могло привести к возникновению у последнего значительных убытков, т.е. повлечь нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает,

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2007 по делу n А76-7481/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также