Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу n А76-6605/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-9381/2014

 

г. Челябинск

 

10 сентября 2014 года

Дело № А76-6605/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,

судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания              Максименковой К.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Андреевой Ольги Николаевны на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2014 по делу № А76-6605/2014 (судья Гусев А.Г.).

В заседании принял участие представитель:

индивидуального предпринимателя Андреевой Ольги Николаевны – Симонов А.С. (доверенность от 20.12.2013).

Индивидуальный предприниматель Андреева Ольга Николаевна (далее – предприниматель, истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», ответчик) с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:19:2001002:108, площадью 97 059 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов – для многоэтажной застройки, по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, примерно в 600 м от ориентира                           п. Саргазы по направлению на юго-запад, по состоянию на 20.05.2013 равной его рыночной стоимости в размере 34 895 000 руб.

          К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление Росреестра, третье лицо), общество с ограниченной ответственностью «Первая оценочная компания» (далее – ООО «Первая оценочная компания», третье лицо).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.07.2014 (резолютивная часть объявлена 15.07.2014) в удовлетворении исковых требований предпринимателю отказано.

С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец (далее также – податель жалобы) просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные исковые требования.

          В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал на неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, истец считает, что выводы суда противоречат норме пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд не ставил вопрос о проведении по делу судебной экспертизы с целью установления рыночной стоимости земельного участка.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра,                           ООО «Первая оценочная компания» не явились. С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями  123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:19:2001002:108, площадью 97 059 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов – для многоэтажной застройки, по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, примерно в 600 м от ориентира п. Саргазы по направлению на юго-запад, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.12.2013 № 19/184/2013-370. Дата государственной регистрации права собственности 13.07.2006 (т. 1, л. д. 13).

          Из кадастровой выписки о земельном участке от 20.05.2013 следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 02.04.2006. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 327 376 124 руб. 64 коп. (т. 1,                        л. д. 89).

          В соответствии с письмом от 30.09.2013 № 28261 Управления Росреестра кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:19:2001002:108 определена по состоянию на 20.05.2013 в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка (т. 1, л. д. 17).

          В доказательство недостоверности кадастровой стоимости земельного участка истцом в материалы дела представлен отчет от 05.11.2013 № 13/3126 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:19:2001002:108, подготовленный ООО «Первая оценочная компания», согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 20.05.2013 составляет 34 895 000 руб. (т. 1, л. д. 18-98).

          Также истцом представлено экспертное заключение, подготовленное Некоммерческим партнерством саморегулируемая организация оценщиков «Свободный Оценочный Департамент» от 10.12.2013 № 296/Н-2013, согласно которому вышеназванный отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).   

          Превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости послужило основанием для обращения предпринимателя в суд с указанными выше требованиями.

  Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что определение истцом рыночной стоимости земельного участка на 20.05.2013, а не на 01.01.2010, по состоянию на которую исчислена кадастровая стоимость земельного участка, не соответствует правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013                              № 10761/11.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

  В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости») кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

  Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

  Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

   Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

   Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

   Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент обращения предпринимателя в суд) содержит главу III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

  В соответствии с абзацем первым статьи 24.19 названного Закона результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.

  При этом согласно абзацу второму указанной статьи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

  В постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

  Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

  Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

  Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.

  Данная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013                              № 10761/11.

  В соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

          Земельный участок с кадастровым номером 74:19:2001002:108 отнесен к категории земель – земли населенных пунктов. В соответствии с разделом 13 кадастрового паспорта удельный показатель кадастровой стоимости составляет 3372,96 руб. / кв. м.

          Удельный показатель кадастровой стоимости в размере                                  3372,96 руб. / кв. м утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 № 284-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области» в составе «Среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам (городским округам)» в разделе «Сосновский муниципальный район» порядковый номер 1034.

  Данным нормативным актом кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2010.

          Однако, рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 20.05.2013, а не на дату, по состоянию на которую исчислена его кадастровая стоимость.

          Арбитражный суд апелляционной инстанции также отмечает следующее. 

          В соответствии с письмом от 30.09.2013 № 28261 Управления Росреестра кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:19:2001002:108 определена по состоянию на 20.05.2013 в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.

Однако при перерасчете кадастровой стоимости земельного участка (который был произведен в связи с изменением вида разрешенного использования) был использован именно удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков 3372,96 руб. / кв. м, утвержденный постановлением Правительства

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу n А07-17206/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также