Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу n А76-3886/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Возвратить госпошлину (ст.104 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-7764/2014

г. Челябинск

 

14 августа 2014 года

Дело № А76-3886/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышевой И.А.,

судей  Ивановой Н.А., Тимохина О.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тихоновой Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Златоустовский машиностроительный завод» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.06.2014 по делу № А76-3886/2014 (судья Костылев И.В.).

В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества «Златоустовский машиностроительный завод» – Бахирова С.В. (паспорт, доверенность №280-56 от 01.01.2014).

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.

Открытое акционерное общество «Златоустовский машиностроительный завод» (далее – заявитель, ОАО «Златмаш», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по Челябинской области) о признании недействительными пунктов 1, 3, 4, 5, 8 предписания 06.12.2013 № 65/3/1-67.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.06.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным предписание ГУ МЧС России по Челябинской области от 06.12.2013 № 65/3/1-67 в части пункта 1.

В апелляционной жалобе ОАО «Златмаш» просило решение суда отменить в части признании недействительным пункта 5 предписания и принять по делу новый судебный акт.  

В обосновании апелляционной жалобы ОАО «Златмаш» указывает, что норма п. 9 Приказа МЧС РФ от 21.12.2005 № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной Защиты» истолкована административным органом неверно.

Согласно п. 5 предписания, работники общества не обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты (аптечка индивидуальная типа АИ-92) на военное время из расчёта на 100% от общей численности работающих. Среднесписочная численность сотрудников общества на 02.12.2013, то есть в мирное время, составляла 4 187 человек. Однако, на военное время на предприятии предусмотрена иная численность работающих, отличная от численности работающих в мирное время. Наличие на предприятии аптечек АИ-92 индивидуальных в количестве 1 350 шт., покрывает количество работающих в обществе на военное время. Точные сведения о предусмотренной на военное время численности работающих на ОАО «Златмаш»  составляют государственную тайну  в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне».

В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание представители административного органа не явились.

С учётом мнения заявителя, а также в соответствии со ст. ст. 123, 156, 159, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей административного органа, надлежащим образом извещённых о времени и месте её рассмотрения.

В соответствии  с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, поскольку административным органом не заявлено соответствующих возражений.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 На основании распоряжения начальника УНД МЧС Челябинской области от 20.11.2013 № 65/3 (т.1 л.д. 112-114) в отношении ОАО «Златмаш»  в период с 02.12.2013 по 06.12.2013 проведена плановая выездная проверка по вопросу выполнения организацией требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Предмет  и сроки  проверки, а также перечень правовых оснований для её проведения и перечень документов, необходимых для представления юридическим лицом, приведены в  тексте распоряжения от 20.11.2013 № 65/3.

Согласно отметке, учинённой в распоряжении от 20.11.2013 № 65/3 (т.1 л.д. 114), представители общества были ознакомлены с текстом распоряжения 27.11.2013 вх.№10703, 22.11.2013 вх.№10523, 02.12.2013, то есть за 3 дня до начала проверки, что согласуется со ст.12  Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), в котором указано, что о проведении плановой выездной проверки общество уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за три дня до начала её проведения любым доступным способом.

В ходе проверки ГУ МЧС России по Челябинской области установлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

По результатам проверки составлен акт от 06.12.2013 №65/3 (т.1 л.д. 115-118), обществу выдано предписание от 06.12.2013 №65/3/1-67 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, пунктом 5 которого предписана обязанность обеспечить работников общества медицинскими средствами индивидуальной защиты (аптечка индивидуальная типа АИ-2) на военное время из расчёта на 100% от общей численности работников.

Полагая, что предписание нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ОАО «Златмаш» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования в части пункта 1 предписания, суд первой инстанции пришёл к выводу, что обязательное требование пункта 1 оспариваемого предписания не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, устанавливая для него дополнительную обязанность по проведению обучения (повышение квалификации) работников по 72-часовой программе.

Обязанность заявителя обеспечить работников общества медицинскими средствами индивидуальной защиты (аптечка индивидуальная типа АИ-2) на военное время из расчёта на 100% от общей численности работников суд первой инстанции признал установленной.

Выводы суда являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. Оснований для их переоценки не имеется, исходя из следующего:

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 1 Закона № 28-ФЗ).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 г. № 993 утверждено «Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (далее -Положение, Приказ № 993). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 января 2006 г., регистрационный номер 7384, и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 6, 6 февраля 2006 г.

Положение определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы, для обеспечения ими граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

Предоставление населению средств индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - в военное и мирное время) (пункт 2).

Согласно пункту 3 Приказа № 993 накопление средств индивидуальной защиты осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Пунктом 4 Положения № 993 предусмотрено, что обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется, в числе прочего, организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

В силу пунктов 6, 7 Положения обеспечению средствами индивидуальной защиты в военное время подлежит население, проживающее, в том числе, на территориях, отнесённых к группам по гражданской обороне; обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее, в том числе, на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах.

Факт наличия у общества химически опасного объекта подтверждён вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 15.03.2013 по делу № А76-21399/2012.

Пунктом 9 Положения № 993 для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах):

- медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности;

- дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.

Таким образом, определение номенклатуры и объёмов средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) находится в компетенции организации, на которую возложена обязанность по созданию таких запасов (резервов). В мирное время организации осуществляют накопление в запасах (резервах) медицинских средств индивидуальной защиты в объёме не менее 30% от общей численности работников данных организаций, а в военное время из расчёта на 100% от их общей численности.

При таких обстоятельствах ГУ МЧС России по Челябинской области правомерно возложило на общество обязанность по созданию запаса (резерва) медицинских средств индивидуальной защиты в виде аптечек индивидуальных и в количестве, обеспечивающем 100 % численности работников организации в военное время.

При проведении проверки обществом была представлена служебная записка №7208/44 от 02.12.2013 «О предоставлении сведений» с указанием общей численности работающих в  ОАО «Златмаш» по состоянию на 02.12.2013 в количестве 4 187 человек (т.1 л.д.125).

В ходе проведения проверки и фактического осмотра было выявлено, что обеспеченность общества аптечками индивидуальными АИ-2 составляет 1 350 шт. (согласно выписке из инвентаризационной ведомости имущества ГО о приобретении ОАО «Златмаш» аптечек индивидуальных АИ-2 в количестве 1 350 шт.) (т.1 л.д.123,124).

Таким образом, обеспеченность работников общества медицинскими средствами индивидуальной защиты составляет 32,2% от общей потребности, которая должна составлять не менее 100 % об общей численности работников.

Кроме того, при внезапном нападении предполагаемого противника работники организации, находящиеся на территории города, отнесённого к категории по гражданской обороне, не будут обеспечены в полном объёме медицинским средствами индивидуальной защиты. Следовательно, на заявителя обоснованно возложена обязанность по созданию запаса медицинских средств индивидуальной защиты именно в виде аптечек индивидуальных для использования из расчёта 100 % работников организации в военное время.

Военно-политическая обстановка сегодня отличается особым динамизмом, что связывается с тенденцией нарастания нестабильности на глобальном уровне. Такие процессы самым непосредственным образом затрагивают национально-государственную безопасность Российской Федерации.

Следовательно, обязательное требование пункта 5 оспариваемого предписания соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества, устанавливая для него обязанность по осуществлению накопления в запасах (резервах) медицинских средств индивидуальной защиты в объёме не менее 30% от общей численности работников организации в мирное время и 100% от их общей

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу n А76-15798/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также