Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по делу n А07-4341/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-5944/2014 г. Челябинск
27 июня 2014 года Дело № А07-4341/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Ивановой Н.А., Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 апреля 2014 года по делу №А07-4341/2014 (судья Искандаров У.С.). В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» - Пересторонина К.С. (паспорт, доверенность № 4-1423 от 12.03.2014). Открытое акционерное общество «Башнефть» (далее - заявитель, ОАО «АНК «Башнефть», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Росприроднадзор, управление) о признании недействительным предписания № 04-03/145-В/2 от 06.12.2013 по устранению выявленного нарушения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природопользования и экологии Республике Башкортостан (далее - третье лицо, Минэкологии РБ, министерство). Решением суда от 09 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Общество, не согласившись с таким решением, обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, предписание № 04-03/145-В/2 от 06.12.2013 (далее - предписание) по устранению выявленного нарушения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды является недействительным и подлежит отмене. Заявитель считает, что требование о заключении договора не может включаться в содержание предписания, а включенное требование о заключении договора является незаконным. Общество считает, что административный орган вышел за пределы своих полномочий, поскольку содержание предписания сводится к следующему: об обязании ОАО «АНК «Башнефть» участвовать в аукционе, стать победителем на нем и принудить министерство заключить с ним договор водопользования в части использования акватории реки Шугуровка. Дополнительно заявитель поясняет, что в данном случае трубопроводы проходят под водоемом, под его дном, в земле. Таким образом, заключение договора пользования водным объектом невозможно. До начала судебного заседания от Минэкологии РБ в арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу заявителя. Третье лицо указало, что для эксплуатации имеющихся подземных переходов, расположенных ниже дна водоемов, не требуется оформление договора водопользования, так как водные объекты в данном случае не затрагиваются. Недра от поверхности дна до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, не являются частью водного объекта. Внося изменения в Водный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ) законодатель не усмотрел оснований для оформления договора или решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях эксплуатации подводных переходов. Таким образом, третье лицо просит решение суда первой инстанции отменить, признав выводы суда о необходимости заключения договора водопользования для эксплуатации подводных переходов необоснованным. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте - Росприроднадзор и Минэкологии РБ явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, направив ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей. С учетом мнения представителя заявителя, а также поступивших ходатайств, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Росприроднадзора и Минэкологии РБ. Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. Как следует из материалов дела, на основании приказа от 05.11.2013 №0598-П Росприроднадзором проведена внеплановая документарная проверка ОАО «АНК «Башнефть» с целью проверки исполнения предписаний от 29.04.2013 № 05-2013/БШН-03-01-11П, № 05-2013/БШН-03-01-13П, № 05-2013/БШН-03-01-14П (т. 1, л.д. 65-67). Извещение о начале проверки получено канцелярией общества 07.11.2013, о чем свидетельствует входящий штамп (т. 1, л.д. 64). Законный представитель общества извещением от 03.12.2013 приглашен в управление 06.12.2013 для подписания акта проверки, предписания (т. 1, л.д. 69) - извещение получено канцелярией общества 03.12.2013, о чем свидетельствует входящий штамп (т. 1, л.д. 64). 06 декабря 2013 года, в присутствии представителей общества Нигаматзяновой Л.К. и Габдрахманова Н.Н., действующих по доверенностям, составлен акт проверки № 145-В, где указано, что обществом предписание №05-2013/БШН-03-01-14П от 29.04.2013, которым предлагалось обеспечить заключение договора водопользования, в части использования акватории р. Шугуровка в целях эксплуатации подводных переходов, в установленный срок до 29.10.2013 не исполнено (т. 1, л.д. 70-74). Акт проверки подписан представителями общества без замечаний, и получен в этот же день, о чем свидетельствуют их подписи. Предписание № 05-2013/БШН-03-01-14П от 29.04.2013 выдано в связи с тем, что ранее проведенной плановой выездной проверкой установлено, что филиалом ОАО «АНК «Башнефть» «Башнефть-Уфанефтехим» производится перекачка нефтепродуктов (дизельного топлива и бензина) из резервуаров товарного производства на ЛДПС «Черкассы» по стальным трубопроводам Д-377 мм, 273 мм, 377мм. Трубопроводы образуют коридоры труб (по три в каждом) и при пересечении с реками Шугуровкой и Стеклянкой имеют подводные переходы. Конструкция - труба в трубе. Таким образом, ОАО «АНК «Башнефть» «Башнефть-Уфанефтехим» является пользователем водного объекта р. Шугуровка, поскольку осуществляет пользование акватории при эксплуатации подводных переходов в водном объекте, на что требуется право пользования водным объектом или его частью, которое возникает на основании договора водопользования, и, следовательно, обязано заключить договор водопользования в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 ВК РФ. Однако, в нарушение указанных норм, общество осуществляет пользование акваторией водного объекта р. Шугуровка в отсутствии договора водопользования. 06 декабря 2013 обществу выдано предписание № 04-03/145-В/2 по устранению выявленного нарушения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которым предписано при осуществлении деятельности, связанной с водопользованием, обеспечить выполнение требований п. 2 ч. 1 ст. 11 ВК РФ, для этого, в части использования акватории р. Шугуровка в целях эксплуатации подводных переходов, обеспечить заключение договора водопользования. Срок выполнения до 01.12.2014 (т. 1, л.д. 11, 75-76). Предписание получено 06.12.2013 начальником отдела экологии общества Нигаматзяновой Л.К., о чем свидетельствует ее подпись. Не согласившись с названным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что оспоренное предписание исполнимо и не может нарушать права и законные интересы общества, поскольку законно возлагает на ОАО «АНК «Башнефть» обязанность по устранению допущенных нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в результате прокладки подводных переходов трудобопроводов устанавливается охранная зона, которая препятствует использовать водные объекты иным лицам каким-либо иным способом. Соответственно, общество именно таким способом осуществляет пользование указанным выше водным объектом. Таким образом, установление охранной зоны ограничивает либо исключает использование водного объекта в ее границах в иных целях, установленных ВК РФ, другими водопользованиями. Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему. В силу ст. 1 ВК РФ водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. В соответствии с п. 1, 4, 14 ст. 1 ВК РФ акваторией является водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ, а под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 8 ВК РФ (ч. 1 названной статьи). Согласно п. 1 ч. 1 ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решения о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в ч. 1 ст. 21 ВК РФ. В силу ст. 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 3 данного Кодекса. Главой 3 ВК РФ (ч. 1, 2 ст. 11 ВК РФ) предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 11 этого же Кодекса. На основании ст. 11 ВК РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 11 ВК РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено ч. 2, 3 данной статьи, предоставляются в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в том числе для использования акватории водных объектов. При этом из п. 2 ч. 1 ст. 11 ВК РФ не следует, что использование акватории водного объекта в рекреационных целях является единственным основанием для заключения договора водопользования. Напротив, буквальное толкование данной нормы права позволяет сделать вывод о том, что перечень оснований для заключения договора водопользования является открытым. В силу ч. 2, 3 ст. 11 ВК РФ содержат закрытые перечни случаев, кода водопользование осуществляется на основании соответствующего разрешения и когда заключение договора водопользования или получения разрешения не требуется. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки установлены в ст. 46 Закона № 7-ФЗ, ч. 1 которой определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация таких объектов должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. Инструкцией по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов СП 34-116-97 от 01.04.1998 установлено, что подводным переходом является участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки, канала, озера. Техническое обслуживание подводного перехода - комплекс работ, по поддержанию исправного и работоспособного состояния эксплуатации перехода. Система технического обслуживания перехода предусматривает: осмотр (визуальное обследование) пойменных и береговых участков перехода; приборное обследование руслового участка перехода; обследование и анализ состояния провисающих участков подводного газопровода; контроль состояния электрохимической защиты от коррозии; контроль состояния изоляционного покрытия русловых и береговых участков переходов; проверку наличия и состояния береговых информационных знаков; ремонтные работы на переходе. Согласно с п. 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго России 29.04.1992, а также постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны в том числе вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы, нестабильные бензин и конденсат, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 100 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. Этими же правилами введены ограничения хозяйственной деятельности в охранных зонах трубопроводов, включая полный запрет на осуществление действий, могущих нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению (в том числе запрещено разрушать Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по делу n А34-3651/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|