Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 по делу n А76-11172/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияА76-11172/2007 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ №18 АП-7827/2007 г. Челябинск 28 ноября 2007 г. Дело № А76-11172/2007 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Тремасовой-Зиновой М.В., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24 сентября 2007 по делу № А76-11172/2007 (судья Белый А.В.), при участии: от государственного образовательного учреждения «Южно-Уральский институт подготовки кадров» - Кушнирович Э.М. (доверенность № 150 от 01.06.2007), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г. Челябинска - Скорыниной А.Е. (доверенность № 03/03 от 09.01.2007), от Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Попова А.В. (доверенность № 07-28/17 от 22.08.2007), УСТАНОВИЛ:
Государственное образовательное учреждение «Южно-Уральский институт подготовки кадров» (далее заявитель, налогоплательщик, учреждение, ГОУ «ЮУИПК») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании частично недействительными решения № 10 от 29.05.2007 Инспекции Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г. Челябинска (далее налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо, ИФНС России по Металлургическому району г. Челябинска). До принятия решения по существу спора налогоплательщиком заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которым учреждение просило признать решение инспекции недействительным в части начисления налога на добавленную стоимость (далее НДС) на суммы платы за проживание в общежитии в размере 628 215 руб., пени за неуплату НДС в сумме 96 445 руб., и штрафа в сумме 190 879 руб.; в части налога на землю в размере 53 595 руб., пени за неуплату налога на землю в сумме 17 317 руб., штрафа по налогу на землю в сумме 719 руб.; также просил возвратить заявителю государственную пошлину за рассмотрения заявления об обеспечении иска и взыскать ущерб в размере 75 000 руб., возникший в результате защиты интересов заявителя от неправомерных действий налогового органа ООО «АУДИТИНКОВ», оказавшего юридическую помощь на стадии досудебной подготовки и непосредственно связанную с рассмотрением спора в общей сумме 75 000 руб. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области и Управление Федерального казначейства по Челябинской области. Решением арбитражного суда первой инстанции требования заявителя были удовлетворены частично, оспариваемое решение налогового органа было признано недействительным в части начисления НДС на суммы платы за проживания в общежитии в размере 628 215 руб., пени в размере 96 445 руб. и штрафа в размере 190 879 руб., в части начисления налога на землю в размере 53 595 руб., пени в размере 17 317 руб., штрафа в размере 10 719 руб. В остальной части в удовлетворении требований было отказано. Налоговый орган, не согласившись с решением суда в удовлетворенной части, обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что налогоплательщиком нарушены положения пп. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), поскольку учреждение документов подтверждающих льготу по налогу на землю не представило. Кроме того, в результате проведенных проверочных мероприятий инспекцией сделан вывод о правомерности пользования учреждения льготой по налогу на землю только в части земельного участка, используемого для оказания услуг в области образования, в результате чего налогоплательщику был доначислен земельный налог за 2006 год, образовавшийся в результате занижения налоговой базы, который составил 8 950 руб. В отсутствие возражений сторон в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой налоговым органом части. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Из материалов дела усматривается, что инспекцией была проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по НДС, земельному налогу за период с 01.01.2004 по 31.01.2007, о чем был составлен акт № 10 от 02.05.2007 (т. 2 л.д. 107-143). По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было принято решение № 10 от 29.05.2007 (т. 2 л.д. 6-29) о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст. 122, ст. 123, п. 1 ст. 126, п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафов в общей сумме 202 582 руб., налогоплательщику также было предложено уплатить неуплаченный НДС в сумме 689 322, пени за несвоевременную уплату налогу в сумме 122 381 руб. Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Как следует из материалов дела, Приказом директора учреждения от 16.12.2003 № 11-ц утверждено положение об общежитии (т. 1 л.д. 116), пунктом 1.3 которого определено, что общежитие предназначается для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период их работы или учебы (т. 1 л.д. 117). Порядок предоставления жилых помещений в пользование определен п. 2 данного положения. Договор найма жилого помещения заключался после заключения договора на обучение. Подпункт 10 п. 2 ст. 149 НК РФ устанавливает, что реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилом фонде всех форм собственности не подлежит налогообложению. Из анализа данной нормы права можно сделать вывод, что условиями предоставления рассматриваемой льготы является юридический статус помещения - жилое, относящееся к жилищному фонду, и фактическое предоставление помещения в пользование. Введенный в действие с 01.01.2004 подпункт 10 пункта 2 статьи 149 Кодекса предусматривает освобождение от налогообложения реализацию услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилом фонде всех форм собственности. Налоговое законодательство не содержит понятия определения «жилые помещения» и «жилищный фонд», поэтому согласно статье 11 Кодекса их следует определять в том значении, в каком они используются в жилищном законодательстве. Из анализа статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе включающих в себя жилых помещений в общежитии. С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с которым: - жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (пункт 2 статьи 15); - к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната (пункт 1 статьи 16); - жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 19); - в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования; 2) специализированный жилищный фонд; 3) индивидуальный жилищный фонд; 4) жилищный фонд коммерческого использования (пункт 3 статьи 19); - к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях (подпункт 2 пункта 1 статьи 92). Таким образом, помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда. Статьей 92 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения, в том числе жилые помещения в общежитиях, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим Кодексом. Согласно статьям 99, 100, 105 ЖК РФ специализированные жилые помещения, в том числе и общежития, предоставляются на основании решений уполномоченных органов по договорам найма, то есть за плату, во владение и пользование для временного проживания в нем. Судом установлено, что налогоплательщиком подтвержден факт передачи жилых помещений в общежитии в пользование в установленном порядке. В сумму, освобожденную от налогообложения, включена только стоимость услуг по найму, стоимость коммунальных услуг включена в налоговую базу по НДС. Налоговым органом признан тот факт, что освобождение от налогообложения пользовалась только стоимость услуг по найму жилого помещения. Указывая на услуги по предоставлению в пользование жилых помещений как на самостоятельный вид деятельности налогоплательщика, не связанный с образовательным процессом, налоговый орган неправомерно не принимает во внимание содержание этой деятельности, которое не сводится узко к передаче жилого помещения физическому лицу, а предполагает обеспечение возможности его надлежащего использования. Доказательств, подтверждающих использование учреждением жилья (общежития) в гостиничных целях, материалы дела не содержат. Доводы инспекции, содержащиеся в жалобе, арбитражным апелляционным судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права. При указанных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к правильному выводу о необоснованности начисления инспекцией НДС за 2004-2006 годы на суммы платы за проживание в размере 628 215 руб., а также в части сумм пени и штрафа. Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры. Согласно решению Челябинской городской Думы третьего созыва от 22.11.2005 № 8/11 «О земельном налоге на территории города Челябинска на 2006 год» от уплаты земельного налога освобождаются, в том числе учреждения образования в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, культуры и искусства, социального обслуживания и обеспечения, физической культуры и спорта, а также здравоохранения. Судом установлено и налоговым органом не оспаривается статус заявителя как образовательного учреждения. Из положений п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», следует, что образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставом, освобождены от уплаты всех видов налогов, в том числе земельного. Судом установлено, что средства, получаемые от оказания указанных платных услуг, перечислялись на бюджетный счет, после чего определялась расходная часть на указанные внебюджетные поступления в виде сметы доходов и расходов федерального бюджета средств поступивших от сдачи в аренду имущества находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление (т. 1 л.д. 91). В соответствии с п. 11 ст. 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества, что также закреплено в Уставе учреждения (т. 1 л.д. 135). Согласно п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» деятельность образовательного учреждения, доход от которой реинвестируется непосредственно в это образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе и на заработную плату) в данном образовательном учреждении, не относится к предпринимательской. Пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что впредь до момента введения в действие глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. Глава 31 «Земельный налог» Кодекса вступила в действие с 01.01.2005. Статья 40 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» признана утратившей силу Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, то есть в спорный период действовала. При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерном использовании заявителем льготы по земельному налогу за 2004, 2006 годы, а доначисление соответствующего налога за 2004 год в сумме 44 465 руб., и за 2006 год в сумме 8 950 руб., также штрафа и пени неправомерным. Согласно п.1 ст. 122 НК РФ основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности является неуплата или неполная уплата налога Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 по делу n А47-5018/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|