Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007 по делу n А76-4403/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияА76-4403/2007 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ 18АП- 6247/2007 г. Челябинск 27 ноября 2007 года Дело № А76-4403/2007 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дмитриевой Н.Н., судей Тремасовой-Зиновой М.В., Бабкиной С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 июня 2007 года по делу № А76-4403/2007 (судья Щукина Г.С.), при участии: от открытого акционерного общества «ФНЦП «Станкомаш» - Шитякова О.В. (доверенность № 75 от 01.01.2007); от Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области - Деряга А.С. (доверенность № 379 от 02.08.2007); от Федерального государственного унитарного предприятия «Уралтрансмаш» - Лобанова Я.М. (доверенность № 603-12/3 от 09.01.2007), УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество «ФНЦП «Станкомаш» (далее заявитель общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора от 22 марта 2007 года, в части размера исполнительского сбора - просил снизить его (согласно уточнениям, принятым судом), вынесенного судебным приставом исполнителем МСОСП Сухоруковой А.Х. Решением арбитражного суда от 01 июня 2007 года уточненные требования заявителя удовлетворены. В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права. В связи с неисполнением без уважительных причин ОАО «ФНЦП «Станкомаш» исполнительных документов, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 81 ФЗ РФ « Об исполнительном производстве», 22 марта 2007 года вынес постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы, оснований для признания указанного постановления недействительным в части размера исполнительского сбора не имелось. В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения апелляционную жалобу без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители заинтересованного лица, третьих лиц в судебное заседание не явились, отзывов не представили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, повторно рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, в отношении заявителя открытого акционерного общества «ФНЦП «Станкомаш» МСОСП по ОВИЛ были возбуждены исполнительные производства в период с 10.08.2006 по 11.12.2006, которые постановлением судебного пристава-исполнителя от 11.12.2006 объединены в сводное исполнительное производство № 1780/38.09-20/06. Общая сумма задолженности, по исполнительным документам составила 324 925 657,90 рублей. 22 марта 2007 года судебным приставом-исполнителем Сухоруковой А.Х.вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% сОАО «ФНЦП «Станкомаш», от суммы задолженности, что составило 22 744 796 рублей. Частично удовлетворяя требования ОАО «ФНЦП «Станкомаш» арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия денежных средств на счетах в банках в течение срока, установленного для добровольного исполнения, что свидетельствует об отсутствии возможности полностью исполнить требования исполнительного документа, а также принятие заявителем мер по погашению задолженности. Согласно статье 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим федеральным законам, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.200АПК РФ). В соответствии с частью 1 статью 81 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае не исполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. Исполнительский сбор, предусмотренный частью 1 статьи 85 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ, по своей природе является штрафной санкцией за неисполнение требований должностного лица по неуважительным причинам и его размер установлен законодателем с учетом возможности дифференцированного подхода должностного лица к должнику в каждом конкретном случае в случае его неисполнения требований судебного пристава-исполнителя, без определения нижней границы такой санкции. Правовое толкование исполнительского сбора изложено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, в котором указано, что установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Статья 81 Федерального закона № 119-ФЗ от 21.07.1997 «Об исполнительном производстве» содержит по сути, специальную норму об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьями 85 и 87 указанного Федерального закона эта норма должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный в ней размер взыскания (семь процентов) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции Российской Федерации недопустимо. Взыскание с должника такого штрафа производится, если требование судебного пристава-исполнителя в установленный срок не исполнено им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Однако в Федеральном законе № 119-ФЗ от 21.07.1997 «Об исполнительном производстве» не указывается, какие именно причины являются уважительными или, наоборот, неуважительными, в нем не содержится четких, точных и ясных критериев, формально определенных оснований ответственности и условий, при которых взыскание как мера ответственности за нарушение сроков исполнения требования может быть наложено. Формальная неопределенность, расплывчатость данной нормы создает возможность ее произвольного толкования и применения, что ведет к нарушению общеправовых принципов юридической ответственности и равенства. Основываясь на материалах дела о тяжелом финансовом положении должника, обусловленном наличием значительной кредиторской задолженности, взыскиваемой по нескольким исполнительным документам, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии возможности снизить размер исполнительского сбора до 3% от взыскиваемой суммы. Вывод суда о соответствии размера исполнительского сбора характеру совершенного правонарушения, степени вины должника и его финансовому положению является правильным. Обстоятельства, изложенные в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании и частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено. Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суд Челябинской области от 01 июня 2007 года по делу № А76-4403/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий судья Н.Н.Дмитриева М.В Тремасова-Зинова Судьи С.А.Бабкина Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007 по делу n А07-9978/2007. Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст. »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|