Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 по делу n А76-8924/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А76-8924/2007

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№18АП-7422/2007

г. Челябинск

09 ноября 2007 года

Дело № А76-8924/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд  в составе председательствующего судьи  Митичева О.П., судей  Баканова В.В., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.08.2007  по делу № А76-8924/2007 (судья Каюров С.Б.), при участии: от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области Филатовой О.Р. (доверенность № 25 от 11.05.2007),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Партнер» (далее – ООО «Партнер», заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по  г. Озерску Челябинской области (далее – ИФНС России по г. Озерску Челябинской области, инспекция, налоговый орган) № 110 от 09.05.2007 об отказе в осуществлении зачета (возврата) переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 37 021 руб. в счет погашения недоимки по другим налогам и обязать налоговый орган произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения недоимки по другим налогам.

Решением арбитражного суда первой инстанции  требования общества удовлетворены.

Налоговый орган не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его, полагает, что отличительные признаки налогов и страховых взносов обуславливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж. Вместе с тем, Федеральным законом № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) не  определен конкретно орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, и порядок его проведения. Кроме того, инспекцией не может быть выполнено предписание суда о зачете страховых взносов в счет погашения недоимок по иным налогам по решения суда, т.к. уплачиваются эти платежи в бюджеты разных уровней.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заявителя не явился.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей неявившейся стороны.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст. ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не находит.

Как следует из материалов дела, 03.05.2007 заявитель обратился в инспекцию с заявлением о возврате или зачете существующей переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 37 021 руб. в счет погашения недоимки по другим налогам.

Решением от 09.05.2007 № 110 инспекцией было отказано в возврате или зачете указанной суммы на том основании, что налоговым органам не предоставлено право на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку страховые взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, не могут быть возвращены или зачтены в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Налогоплательщик не согласился с данным отказом и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В силу условий ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Из содержания п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ следует, что к числу прав страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации в лице соответствующего территориального органа) отнесено осуществление возврата сумм страховых взносов страхователям, но лишь в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Основные понятия, используемые в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ, приведены в его статье 3.

В частности, под обязательными платежами понимаются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, под страховыми взносами - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страхового взноса, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

В силу условий п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ страхователи в числе прочего обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного пенсионного обеспечения.

Соответственно, нормы п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ применяются в том случае, если поступивший от страхователя платеж не представляется возможным отнести к уплате данного, за конкретно застрахованное лицо, и учесть на индивидуальном лицевом счете конкретного застрахованного лица (ст. 7, п. п. 3, 4, 5 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Аналогичной позиции придерживается также Пенсионный фонд Российской Федерации (письмо от 17.02.2006 № 03-19/1691).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела (протокол к ведомости уплаты страховых взносов по обязательное пенсионное страхование от 05.02.2007 № 4151, у заявителя имеется переплата страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 37 021 руб.

Факт наличия указанной переплаты не оспаривается налоговым органом, кроме того, представителем инспекции представлена КРСБ налогоплательщика с данными налогового обязательства общества по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которыми также подтверждается наличие переплаты в сумме 37 021 руб.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Это право налогоплательщика в силу п. 2 ст. 22 НК РФ обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

Судом первой инстанции верно указано на то, что к спорной ситуации должны применяться нормы ст. 78 НК РФ в силу того, что администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации, применительно к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, является Федеральная налоговая служба (Приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»).

Арбитражный суд первой инстанции обоснованно руководствовался пп. 7, 9 ст. 78 НК РФ, регулирующей порядок и сроки возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пени, которым определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению   налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со  дня подачи заявления о возврате, если иное не предусмотрено НК РФ. Кроме того, п. 13 ст. 78 НК РФ закреплено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Факт  наличия у общества переплаты установлен арбитражным судом первой инстанции и налоговым органом не оспаривается. Порядок, предусмотренный ст. 78 НК РФ, заявителем соблюден.

Доводы налогового органа  отклоняются судом апелляционной инстанции, т. к.  они основаны на неверном толковании норм права,  поскольку ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен общий порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пеней и штрафа и (или) зачета этих сумм в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо погашения недоимки.

При таких обстоятельствах отказ инспекции, в виде решения, зачесть излишне уплаченную налогоплательщиком сумму страховых взносов прямо противоречит положениям статей 32 и 78 НК РФ.

Поскольку у общества на момент подачи письменного заявления в инспекцию имелась сумма излишне уплаченных страховых взносов, что установлено судом и подтверждается материалами дела, судом в силу подп. 5 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно сделан вывод о наличии у инспекции соответствующей обязанности на зачет вышеназванной суммы страховых взносов.

Отсутствие в НК РФ процедуры возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов не может служить основанием как для удержания спорной суммы в бюджете, так и для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах заявленные требования налогоплательщика удовлетворены судом обоснованно.

С учетом изложенного оснований к отмене решения суда не усматривается.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции                

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.08.2007 по делу № А76-8924/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья                                                              О.П. Митичев

Судьи:                                                                                                      В.В. Баканов

М.Б. Малышев

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 по делу n А76-10032/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также