Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 по делу n А76-11166/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А76-11166/2007

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18 АП-7315/2007

г. Челябинск

30 октября 2007 г.                                 Дело № А76-11166/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю. судей Дмитриевой Н.Н. Баканова В.В. при ведении протокола  секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения ФСС РФ в лице Копейского филиала № 6 г. Копейск на решение   Арбитражного суда  Челябинской области от 28 августа 2007г.  по делу № А76-11166/2007 (судья Попова Т.В.), при участии: от Челябинского регионального отделения ФСС РФ в лице Копейского филиала №6 г.Копейск - Пашиной Е.В. (доверенность от 29.12.2006 №41),

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение Челябинского регионального отделения ФСС РФ в лице Копейского филиала №6 г. Копейск (далее – заявитель, учреждение, фонд, Копейский филиал №6 ГУ ЧРО ФСС РФ) обратилось в арбитражный суд Челябинской области, с заявлением о взыскании суммы не принятых к зачету расходов на оплату стоимости путевок в размере 231 350 руб. с закрытого акционерного общество сельхозпредприятие «Пашнинское» (далее – общество, ЗАО СХП «Пашнинское», страхователь).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28 августа 2007 по настоящему делу в удовлетворении требований отказано.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что срок для обращения в суд не нарушен, отношения в системе обязательного социального страхования, ответственность субъектов обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

По мнению заявителя, пп. 8 пункта 1 статьи 11 вышеуказанного Закона устанавливает право страховщика обратиться в суд с иском о защите своих прав и возмещении причиненного вреда. При этом срок для подачи заявления не установлен. Соответственно, при рассмотрении подобных дел применим общий срок исковой давности - три года согласно статье 196 Гражданского кодекса РФ.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель общества не явился.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения представителя заявителя дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя общества.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя учреждения не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Копейским филиалом № 6 ГУ ЧРО ФСС РФ проведена выездная проверка общества по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2002  по 31.12.2004.

При проверке расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей за вышеуказанный период заявителем было выявлено нецелевое использование средств в сумме 231350 руб., так как страхователем не были представлены отрывные талоны к санаторно-курортным путевкам, что свидетельствует об отсутствии доказательств пребывания работников в санаторно-курортных учреждениях.

По результатам проверки не принята к зачету сумма 231350 руб. за период 2002-2003 годов, о чем составлен акт от 17.06.2005 № 16с/с (л.д. 4-6).

На основании акта вынесено решение о непринятии к зачету расходов за путевки, полученные от филиала Фонда от 18.07.2005 № 17, и выставлено требование от 03.03.2006 №6 о возврате полученных средств в сумме 231 350 руб. в срок до 15.03.2006, которое получено страхователем 18.03.2006, но до настоящего времени не исполнено (л.д.10-11).

Неисполнение предприятием требования в установленный срок до 15.03.2006 явилось основанием для обращения заявителя в суд за взысканием спорной суммы.

Факт нецелевого использования страхователем ЗАО СХП «Пашнинское» путевок доказан и подтвержден материалами дела.

Управление системой обязательного социального страхования, в том числе Фондом социального страхования Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации").

Средства обязательного социального страхования, в том числе государственного социального страхования, являются федеральной собственностью (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 165-ФЗ, пункт 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101).

Одним из источников образования средств государственного социального страхования являются взносы на государственное социальное страхование, обязательно уплачиваемые страхователями в установленном порядке.

Оперативное управление средствами социального страхования осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 5 статьи 13 Федерального закона N 165-ФЗ, пункт 2 Положения о Фонде).

Руководство Фондом осуществляет председатель, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Фонд задач (пункт 21 Положения о Фонде).

Фонд социального страхования в установленных пределах, в соответствии с возложенными на него целями деятельности и заданием собственника осуществляет в отношении названных средств, права владения, пользования и распоряжения. Для этого председателю Фонда предоставлено право утверждения документов - инструкций, разъяснений и др., регулирующих порядок начисления, учета и расходования средств социального страхования, обязательных для исполнения всеми.

Средства государственного социального страхования носят целевой характер и могут использоваться только на финансирование мероприятий, перечисленных в пункте 8 Положения о Фонде.

Начисление, уплата, расходование и учет средств государственного социального страхования осуществляется в соответствии с инструкцией (п. 16 Положения о Фонде). С 1996 года эти вопросы регулировались Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной совместным постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации N 162/2/87/07-1-07 от 2 октября 1996 г.

Расходы по государственному социальному страхованию страхователи производят в счет начисленных ими страховых взносов:

только на цели, на которые они предназначены;

с соблюдением установленных правил;

и обязаны их подтвердить необходимыми документами.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для непринятия расходов по государственному социальному страхованию к зачету в счет начисленных взносов (пункт 3 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", пункт 18 Положения о Фонде, пункт 7.10 Инструкции от 02.10.1996). Не принятые к зачету суммы подлежат возмещению страхователем, а в случае невыполнения страхователем данной обязанности они являются недоимкой и подлежат взысканию в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Одной из основных задач Фонда является санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей (пункт 6 Положения о Фонде, часть 2 статьи 14 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"). В этой сфере председатель Фонда обладает исключительными полномочиями, устанавливая правила приобретения, выдачи и учета страхователями путевок и ежегодно утверждая норматив расходов на санаторно-курортное лечение работников (пункт 21 Положения о Фонде).

Страхователям норматив средств государственного социального страхования, направляемых на оплату путевок, утверждается исполнительными органами Фонда (пункт 1.2 Инструкции о порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 6 августа 1997 г. N 64).

Страхователи производят расходование средств на эти цели (в пределах выделенных средств), оплачивая путевки работникам и членам их семей через бухгалтерию. По мере выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и отдых страхователи относят их стоимость на расходы по государственному социальному страхованию (пункт 10 Положения о Фонде, пункт 4.7 Инструкции от 2 октября 1996 г.).

Стоимость путевки относится страхователем к расходам по средствам государственного социального страхования при наличии документов и соблюдении правил приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых, установленных Инструкцией, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 6 августа 1997 г. N 64, и разъяснениями Фонда, содержащимися в письме N 02-10/07-348 от 28 января 1998 г.

При несоблюдении установленных Инструкцией N 64 и разъяснениями к ней правил, а равно при отсутствии требуемых ими документов, расходы не принимаются к зачету в счет взносов на государственное социальное страхование.

Указанные документы дифференцируют нарушения правил и норм приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых в зависимости от времени их совершения: при выдаче путевок (п. 6.2 Инструкции N 64) и при их использовании (п. 6.2 разъяснения к Инструкции N 64).

Согласно пункту 3.5 Инструкции N 64 и разъяснения к ней путевка на санаторно-курортное лечение выдается работнику на период его очередного отпуска, на время простоя предприятия и на время отпуска без сохранения заработной платы, о чем оформляются соответствующие приказы. Данный перечень является исчерпывающим.

Из акта проверки страхователя усматривается, что в 2002-2003 годах путевки на санаторно-курортное лечение выдавались работникам общества, но отрывные (обратные) талоны, подтверждающие пребывание в санаториях, работниками не возвращались.

Документом, подтверждающим использование путевки, является отрывной (обратный) талон или документ, его заменяющий, заверенный подписью руководителя и печатью здравницы.

Отрывной (обратный) талон - составная часть путевки, выдаваемая работнику бухгалтерией страхователя. Он содержит обязательные реквизиты: номер выданной путевки, серию, дату, фамилию, имя, отчество человека, получившего путевку, подпись руководителя и печать здравницы.

По возвращении из здравницы талон к путевке подлежит обязательной сдаче работником, получившим путевку, в бухгалтерию страхователя, о чем делается отметка (комиссией по социальному страхованию или бухгалтерией страхователя) в журнале учета путевок.

Отсутствие обратного талона к путевке является нарушением Инструкции, связанным с использованием путевки (пункты 6.1, 6.2 разъяснения к Инструкции №64), и поэтому расходы, произведенные с данным нарушением, правомерно не были приняты Отделением Фонда к зачету в счет взносов на государственное социальное страхование.

Из акта проверки установлено, что истец необоснованно отнес расходы на оплату путевок, выданных в 2002-2003 гг. своим работникам за счет средств государственного социального страхования, в то время как обратные талоны, подтверждающие использование путевок работниками, у страхователя отсутствовали, т.е. истец не мог подтвердить, что путевки фактически использовались его работниками, т.е. лицами, которым они выдавались.

Таким образом, данные расходы обоснованно не приняты к зачету в счет взносов на государственное социальное страхование.

В то же время обращение заявителя в суд с требованием о взыскании не принятой к зачету суммы расходования средств обязательного социального страхования последовало по истечении срока, предусмотренного п.3 ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ),

На основании пункта 7 статьи 9 Налогового кодекса РФ, (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являлись органы государственных внебюджетных фондов (утратил силу с 01.01.2007)

Следовательно, на органы социального страхования, являющиеся государственным внебюджетным фондом, до 01.01.2007 в полной мере распространялись положения Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

При неуплате плательщиком взноса в установленный срок, требование об уплате недоимки должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты (ст. 70 НК РФ), а при неисполнении требования исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока его исполнения (ст. 48 НК РФ).

Принимая во внимание, что законодательство по обязательному социальному страхованию в данном случае не содержит порядка и сроков обращения в арбитражный суд с подобными требованиями, суд на основании п. 6 ст. 13 АПК РФ применяет аналогию закона и руководствуется нормами Налогового кодекса.

Так, в силу ст. ст. 69, 70 НК РФ заявителю следовало в течение 3 месяцев после наступления срока уплаты страховых взносов направлять в адрес страхователя требования об уплате числящейся за обществом недоимки.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в адрес общества заказной корреспонденцией было направлено требование N 6 от 03.03.2006 о возврате не принятых к зачету средств за 2002 - 2003 годы в срок до 15.03.2006.

Принимая во внимание, что обязанность по возврату не принятых к зачету средств возникла с момента окончания проверки, которая 17.05.2005 выявила размер суммы не принятых к зачету средств, то требования об уплате суммы 231350 руб. фонду следовало направить в адрес общества до 17.08.2005.

Поскольку требование о возврате не принятых к зачету средств за 2002 - 2003 годы было направлено в адрес страхователя только 03.03.2006, суд находит,

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007 по делу n А76-15979/2006. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также