Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2007 по делу n А47-4709/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ №18АП- 6998/2007 г. Челябинск 18 октября 2007 года Дело № А47-4709/2007 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Башариной Л.Ф., судей Рачкова В.В., Логиновских Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Лысцевой Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпромэнерго» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.08.2007 по делу № А47-4709/20077 (судья Лапшина Н.Ю.), при участии: от открытого акционерного общества «Оренбургэнергосбыт» - Гаранькина Ю.А. (доверенность 18.06.2007), от общества с ограниченной ответственностью «Газпромэнерго» - Феофилаткова М.В. (доверенность от 12.01.2007), УСТАНОВИЛ: открытого акционерного общества «Оренбургэнергосбыт» (далее – ОАО «Оренбургэнергосбыт», истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпромэнерго» (далее – ООО «Газпромэнерго», ответчик) о взыскании 67 156 руб. 59 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию по договору энергоснабжения №13120 от 01.10.2005. Решением суда первой инстанции от 15.08.2007 исковые требования удовлетворены. В апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Газпромэнерго» просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что согласно п. 5.1. договора №13120 от 01.10.2005 цена договора подлежит изменению только в случае изменения тарифов на электрическую энергию Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов. Ссылается на то, что согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене определенной соглашением сторон. По мнению заявителя, до внесения в договор энергоснабжения изменений должны применяться тарифы установленные соглашением сторон. Ссылается на то, что пропорциональное соотношение объема электроэнергии, использованной по регулируемой и не регулируемой цене, может меняться в зависимости от объема электроэнергии, используемой потребителями, получающими электроэнергию по регулируемой цене в полном объеме. ОАО «Оренбургэнергосбыт» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Так же истец в отзыве пояснил, что подп. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона №35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003, ст. 6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период реформирования электроэнергетики» предоставлены Правительству Российской Федерации полномочия по определению правил функционирования розничных рынков электрической энергии и правил исполнения публичных договоров на розничных рынках электрической энергии. Кроме того, объем электроэнергии продаваемый по нерегулируемой цене, распределяется на всех потребителей гарантирующего поставщика, за исключением тарифной группы «население» пропорционально их фактическому потреблению. В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, между истцом (энергоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) заключен договор энергоснабжения №13120 от 01.10.2005 с протоколом разногласий подписанным сторонами, согласно условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту электрическую энергии, а абонент- принять электрическую энергию в срок и на условиях, предусмотренных договором. Истцом ответчику для оплаты потребленной электроэнергии за сентябрь-октябрь 2006 г. и с января по апрель 2007 г. выставлялись счета-фактуры №59281 от 30.09.2006, №62899 от 31.10.2006, №1908 от 31.01.2007, №9157 от 28.02.2007, №17824 от 31.03.2007, №23467 от 30.04.2007. Расчет стоимости потребленной электроэнергии произведен истцом с применение регулируемых и нерегулируемых цен (тарифов) в соответствии с положениями Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530. Поскольку ответчик оплатил указанные счета-фактуры частично, истец обратился в суд с настоящим требованием. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что условия о цене электроэнергии (мощности) определяются не соглашением сторон, а законодательством, в связи с чем стоимость электроэнергии рассчитывается на основе Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики, с применением нерегулируемых цен. Данные выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными. В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).1. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В силу ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также – тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (ст. 2 Федеральном законе «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 №41-ФЗ). Согласно ст. 5 Федеральном законе «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 №41-ФЗ в области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке; утверждает правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию. Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 №41-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в течение переходного периода реформирования электроэнергетики осуществляется в соответствии с законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, настоящим Федеральным законом, законодательством о естественных монополиях, иными федеральными законами. Статьёй 6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» установлено, что до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые в том числе устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топливо). Правила переходного периода утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской федерации №530 от 31.08.2006 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее – Правила). Согласно ст. 106 Правил на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках. В силу ст. 107 Правил энергосбытовые организации, не относящиеся к указанным в пункте 106 настоящих Правил, продают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках по ценам и в объеме, определяемым по соглашению сторон соответствующих договоров В соответствии со ст. 108, 109 Правил, поставка электрической энергии гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 настоящих Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в письме от 03.04.2007 №406/14 указал истцу, что с момента вступления Правил в законную силу изменен порядок ценообразования на розничных рынках, который применяется при расчетах за потребленную электроэнергию и осуществляется в соответствии с действующим законодательством (л.д.88). В письме от 10.07.2007 №18А/11448 «О применении нерегулируемых цен при расчетах за электрическую энергию» Федеральная антимонопольная служба указала , что при проведении расчетов между сторонами по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии) между потребителем и гарантирующим поставщиком (энергосбытавой (энергоснабжающей) организацией) со дня вступления в силу Правил розничных рынков применимы новые принципы организации расчетов за электрическую энергию на розничном рынке, определенные Правилами, не зависимо от внесения сторонами соответствующих условий в договоры. В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Поскольку ответчик за спорный период выставлял счета-фактуры, согласно определенного Правительством Российской Федерации расчета стоимости отпущенной электрической энергии, а именно с применением свободных (нерегулируемых) цен, претензий по качеству и количеству поставленной энергии ответчиком не предъявлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования Ссылка заявителя на то, что согласно п.1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене определенной соглашением сторон, подлежит отклонению. Поскольку согласно п. 5 Правил гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии, а цена и условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей ( п.2 ст. 426 ГК РФ). Довод заявителя о том, что согласно п. 5.1. договора №13120 от 01.10.2005 цена договора подлежит изменению только в случае изменения тарифов на электрическую энергию Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов является не состоятельным, поскольку договор в силу закона является публичным. Ссылка заявителя на то, что до внесения в договор энергоснабжения изменений должны применяться тарифы установленные соглашением сторон, подлежит отклонению, поскольку в силу ст. 424 ГК РФ применяются установленные или регулируемые государством цены (тарифы), но при этом не сделано исключений, когда договором предусмотрен иной порядок ценообразования. Согласно п. 50 Постановления Правительства Российской федерации №643 от 24.10.2003 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода», на оптовом рынке гарантирующий поставщик может купить по регулируемой цене только тот объем энергии, который утвержден Федеральной службой по тарифам на год в плановом балансе производства и поставки электрической энергии. Если фактическое потребление абонентом больше заложенного в плановом балансе (купленного по регулируемой на оптовом рынке), часть фактического потребления энергии, превышающая плановый баланс, будет куплена на оптовом рынке по свободным ценам и соответственно, должна быть продана по ценам, рассчитанным с учетом свободной цены покупки на оптовом рынке электроэнергии. Таким образом, довод заявителя о том, что пропорциональное соотношение объема электроэнергии, использованной по регулируемой и не регулируемой цене, может меняться в зависимости от объема электроэнергии, используемой потребителями, получающими электроэнергию по регулируемой цене в полном объеме, подлежит отклонению, поскольку объем электроэнергии продаваемый по нерегулируемой Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2007 по делу n А76-7948/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|