Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2007 по делу n А07-6831/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А07-6831/2007

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП -5831/2007

г. Челябинск

01  октября 2007 г.

Дело № А07-6831/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова  Ю.А., судей Дмитриевой  Н.Н., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.07.2007 по делу № А07-6831/2007 (судья Чернышова  С.Л.), при участии: от муниципального унитарного предприятия «Нефтекамскводоканал» - Муслимова  Р.А.(доверенность  № 01-02/559 от 03.05.2007), Федотова  Ф.М. (доверенность № 01-02\558 от 03.05.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Республике Башкортостан - Мусиной  Л.Б. (доверенность от 11.01.2007),

УСТАНОВИЛ:

08.05.2007   в Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось  муниципальное унитарное предприятие «Нефтекамскводоканал» (далее – плательщик, предприятие, МУП «Нефтекамскводоканал») с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) от 28.04.2007 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и восстановлении по лицевому счету суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) 3 337 980 руб. за 2001- 2005 годы.

Плательщик на протяжении этих лет ошибочно включал в налоговую базу НДС субсидии на покрытие убытков от реализации услуг по государственным регулируемым ценам отдельным категориям населения. В дальнейшем были представлены уточненные декларации к уменьшению сумм налога. По результатам камеральной проверки спорная сумма восстановлена на лицевом счете.

Решение инспекции незаконно, т.к. в силу п.п.2 п.1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – кодекс, НК РФ)  суммы субсидий, полученные из бюджета, не включаются в налоговую базу (т.1 л.д.3-4).

Решением суда первой инстанции от 09.07.2007 требования  удовлетворены: решение признано недействительным на сумму 3 241 019 руб. Суд пришел к выводу о том, что федеральными законами предусмотрено предоставление льгот отдельным категориям населения при оказании услуг по водоснабжению и водоотведению, в связи с этим из бюджетов выделяются  субсидии и субвенции. Данные суммы не включаются в налоговую базу НДС, т.к. их получение не связано  с расчетами по оплате товаров. Факт получения субсидий под сомнение не ставится, они были учтены в расходах соответствующих бюджетов, средства расходованы по назначению. Из налоговой базы плательщик их исключил обоснованно (т.6 л.д.45-51).

07.08.2007 от инспекции поступила апелляционная жалоба, где просит отменить решение и принять новый судебный акт. Условием применения льготы по п.п.2 п.2 ст. 162 НК РФ является расходование полученных из бюджета средств на компенсацию расходов по приобретению ресурсов или на покрытие убытков в связи с применением льгот, а не оплату услуг за отдельных граждан. По бюджетной классификации средства выделены не как субсидии, а как пособия по социальной помощи и прочие трансферты (т.6 л.д.55-58).

Предприятие  возражает против апелляционной жалобы, ссылается на законность судебного решения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав стороны, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы,  не находит оснований для отмены  или изменения обжалуемого судебного акта.

Установлено, что МУП «Нефтекамскводоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 13.05.1996 (т.1 л.д.26-29), состоит на налоговом учете, является плательщиком НДС.

На протяжении 2001-2005 годов предприятие в налоговые декларации включала суммы субсидий, полученные из бюджетов для покрытия убытков от оказания услуг отдельным группам населения – льготникам, уплачивало соответствующие налоги.

23.01.2007 плательщиком представлены уточненные декларации  с суммами налога к уменьшению (т.1 л.д.30-149). Инспекцией проведена камеральная проверка достоверности данных деклараций (акты проверок в деле отсутствуют).

28.04.2007 вынесено решение об отказе в привлечении в налоговой ответственности, где указано, что по уточненным декларациям из налоговой базы неосновательно суммы субсидий, ранее включенные туда по декларациям за соответствующие налоговые периоды, восстанавливается налог в сумме 3 377 980 руб. (т.1 л.д.7-24).

В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при  наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.  

Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются  предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщикам сборов, предусмотренные  законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен ст. 153 - 162 Кодекса.

Положениями п. 2 ст. 153 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Согласно п. 1 ст. 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Пунктом 13 ст. 40 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

В соответствии с п. 2 ст. 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Согласно положениям подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, налогоплательщики вправе определять налогооблагаемую базу по НДС по п. 2 ст. 154 Кодекса в том случае, если реализация товаров осуществляется ими по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки. Средства, выделяемые налогоплательщику из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что отмеченные выше дотации получены предприятием в рамках целевого финансирования, направленного на погашение расходов предприятия, связанных с реализацией населению воды по государственным регулируемым ценам.

Таким образом, полученные предприятием из бюджета денежные средства не были связаны с оплатой реализованных предприятием товаров (работ, услуг), поэтому не подлежали включению в налоговую базу по НДС. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют.

Кроме того, налоговый орган считает необоснованным исключение предприятием из налоговой базы по НДС отмеченных выше сумм дотационных поступлений, полагая, что полученные предприятием из бюджета денежные средства были связаны с оплатой реализованных предприятием товаров (работ, услуг), поэтому подлежали включению в налоговую базу по НДС. По материалам дела, перечисление средств производилось платежными поручениями с указанием платежа – возмещение расходов за оказанные услуги, что не может рассматриваться как выплаты в адрес конкретных лиц.

По смыслу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при обращении в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

Пунктом 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

С налогового органа в бюджет взыскивается госпошлина в связи с  рассмотрением апелляционной жалобы.

Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.07.2007   по делу № А07-6831\2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Республике Башкортостан в федеральный бюджет госпошлину в сумме 1000 руб. в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья                                     Ю.А.Кузнецов

Судьи:                                                                             Н.Н.Дмитриева

О.Б.Тимохин

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2007 по делу n А07-6626/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также