Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2007 по делу n А47-4594/05АК-21. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А47-4594/2005

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск

30 января 2007 г.                             Дело № А47-4594/05 АК-21

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Митичева О.П., судей  Чередниковой М.В., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого   акционерного  общества «Оренбургэнерго» на решение   Арбитражного суда  Оренбургской  области от 30 октября 2006 года  по делу № А47-4594/2005АК-21  (судья Говырина Н.И.),

УСТАНОВИЛ:

открытое   акционерное  общество «Оренбургэнерго» (далее – ОАО «Оренбургэнерго», заявитель)  обратилось в  Арбитражный суд Оренбургской  области с заявлением  о признании  недействительным  результатов межевания, признании незаконными действий   государственных  органов  по утверждению  документов по межеванию  и изменению  сведений  государственного  земельного  кадастра  об  учтенном земельном  участке. Заявитель сослался на то,  что  результаты межевания  и проведение  государственного  кадастрового  учета земельного участка открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») нарушают  права  и законные  интересы ОАО «Оренбургэнерго», так как  земельный участок  ОАО «РЖД» имеет   наложение границ с земельными участками  ОАО «Оренбургэнерго». В процессе формирования  землеустроительной документации межевого дела  согласование границ  земельного участка  со  смежным землепользователем – ОАО «Оренбургэнерго» не производилось, и из полосы  отвода  не были  исключены  земельные участки  под  опорами линий  электропередач,  принадлежащих ОАО «Оренбургэнерго» на праве  собственности. Результаты  межевания, утвержденные  уполномоченными  государственными  органами,  не соответствуют  действительному  состоянию  дел, кадастровый учет земельного участка произведен незаконно, так как   третьим лицом - ФГУ  «Земельная кадастровая палата» - не была  надлежащим образом  проведена  проверка документов,  представляемых  для государственного  кадастрового учета, в  частности, о наличии (отсутствии) согласования  границ с ОАО «Оренбургэнерго» как со смежным  землепользователем.

Решением  Арбитражного суда Оренбургской области по настоящему делу  в удовлетворении заявленных требований было  отказано, при этом  суд первой инстанции  установил, что   сами по себе  действия  Управления  Роснедвижимости по Оренбургской области, связанные  с утверждением  и согласованием  землеустроительного дела ОАО «РЖД», не соответствуют  пункту  18.5  Методических  рекомендаций, утвержденных  Росземкадастром от 17.20.2003, а также   пунктам  3.3.12, 3.3.13 Положения об  Управлении  Федерального  агентства  кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области. Причиной  неправомерного  утверждения  и согласования   землеустроительного  дела ОАО «РЖД» Управлением   Роснедвижимости  по Оренбургской  области послужило ненадлежащее   исполнение своих обязанностей  землепользователями  и подрядной  организацией, выполняющей  землеустроительные  работы в нарушение  пунктов  1.4, 2, 5, 6, 8, 9.1, 13.3, 13.4 Инструкции  по межеванию  земель. Суд  первой инстанции  пришел к выводу   о том,  что оспариваемые действия  по утверждению и  согласованию землеустроительного дела  ответчика и основания для приостановления  и отказа  в  кадастровом учете земельного  участка заявителя не  имеют причинной связи  между  оспариваемыми   действиями  и основанием  отказа  в учете  земельного  участка ОАО «Оренбургэнерго», и что действия государственного органа  по утверждению  землеустроительного дела не  нарушают  права и законные интересы  ОАО «Оренбургэнерго» в сфере  предпринимательской  и иной  экономической деятельности. Судом было также  учтено, что в ходе   рассмотрения дела  не было  представлено   доказательств наличия  расхождения в представленных  подрядчиком  и имеющихся  в земельном   кадастре  сведений  о смежных землепользователях на момент утверждения землеустроительного  дела.

Заявитель не согласился  с  решением арбитражного суда  первой инстанции и обжаловал  его, указав, что  обжалуемое  решение   принято судом без  истребования  и исследования  землеустроительного дела ОАО «РЖД», то есть без проверки доводов ОАО «Оренбургэнерго» о нарушениях  порядка  межевания  земель и соблюдении  прав и  законных интересов заявителя при проведении   межевания.

Отсутствие согласования границ со смежными  землепользователями свидетельствует  о том,  что права ОАО «Оренбургэнерго», в том числе  право на приобретение земельного участка, были нарушены.

ООО «Альтерна», ООО «Кадастровый центр» отзывы на апелляционную жалобу не представили.  

Управление  Роснедвижимости по Оренбургской области  отзывом от 29.01.2007 № 70226  отклонило доводы  апелляционной  жалобы, указав, что   заявителю было обоснованно отказано в проведении  кадастрового учета  земельного участка  под размещение   опор линий электропередач, так как  заявителем   не  были устранены причины  приостановления проведения   государственного кадастрового учета  земельного участка - пересечение границ с ранее  учтенным земельным  участком,  принадлежащим  ОАО «РЖД». Утверждение результатов  межевания  земельного участка  ОАО «РЖД»  и кадастровый  учет  данного участка были произведены  в соответствии  с действующим законодательством. На момент   утверждения   землеустроительного дела  ОАО «РЖД»  в кадастровом деле  отсутствовали сведения  о  смежных   землепользователях, в связи с чем  у Управления Роснедвижимости  по Оренбургской области отсутствовала  возможность  осуществления контроля, который  предусмотрен  Положением  федерального агентства  кадастра объектов  недвижимости  по Оренбургской области. Землеустроительное дело  ОАО «РЖД» было  представлено в арбитражный суд  для ознакомления. Документы, представленные ОАО «РЖД» в ФГУ  «Земельная кадастровая палата» для   постановки   земельного  участка  на кадастровый  учет, отвечали требованиям  законодательства, поэтому  оснований  для приостановления  или отказа  в проведении  кадастрового учета  не было.

Межевание  земельного участка  ОАО «РЖД»  было произведено в соответствии  с  особенностями, установленными  пунктом  7  статьи 69  Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для обустройства   земельных участков, занятых железнодорожным  транспортом.

Государственное  унитарное  предприятие Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости»  в лице  Оренбургского филиала  «Земля» отзывом от 17.01.2007 № 61  поддержало доводы  апелляционной жалобы, указав, что  обжалуемое  решение  вынесено в  результате неполного  выяснения  обстоятельств, имеющих значение  для  дела,  несоответствия   выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и с нарушением  норм  материального права. По мнению  третьего лица, в Управлении Роснедвижимости  по Оренбургской области  имеются сведения  о ранее  выполненных  отводах земель,  правоустанавливающих  (правоудостоверяющих) документах на  объекты  землеустройства, так как  Управление является держателем  государственного фонда  данных землеустроительной   документации  на территории Оренбургской области. Кроме  того,  в распоряжении  Администрации  Бузулукского  района от 30.09.2003 № 719 «О выдаче свидетельства о праве   постоянного  пользования землей ОАО «Оренбургэнерго» указано, что данное  распоряжение  разослано, в том числе, в комитет  по земельным  ресурсам  и землеустройству района (территориальный орган Роснедвижимости).

Управление  Роснедвижимости  по Оренбургской области было обязано  и имело реальную  возможность проведения  контроля  землеустройства, в том числе  в виде  проведения  проверки соблюдения  технических  условий и требований проведения  землеустройства и соблюдения прав смежных  землепользователей.

Сведения о земельном  участке  ОАО «РЖД» были внесены  в Единый  государственный реестр земель на основании  землеустроительного дела, сформированного  с нарушениями, в связи с чем  в земельный  кадастр были внесены сведения  с нарушениями,  фигурирующими  в землеустроительном  деле. Землеустроительные  дела ОАО «РЖД» не были   представлены суду, хотя в них содержится информация, имеющая значение  для рассмотрения дела.

Третье лицо – Федеральное государственное  учреждение  «Земельная кадастровая палата» по Оренбургской области отзывом от 23.01.2007 № 0063/Х-04 отклонило доводы  апелляционной жалобы, указав, что  в функции кадастровой палаты не входит  проведение   землеустройства земельных  участков и формирование  землеустроительной документации, а также  проверка  их  результатов. По мнению третьего лица, заявитель не представил  доказательств того,  что  действиями  по утверждению  землеустроительного дела были нарушены права и  законные  интересы ОАО «Оренбургэнерго» в сфере  предпринимательской  и иной экономической деятельности.

Представители сторон в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии  со ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено  в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте  судебного заседания, на основании имеющихся в деле материалов.

Законность обжалуемого судебного акта  проверена судом апелляционной  инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции   не  находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, распоряжением  Администрации Бузулукского района от 30.09.1993 № 719  в связи  с  акционированием  районного управления  «Оренбургэнерго» и преобразованием  Западного предприятия электросетей в структурную  единицу акционерного общества энергетики и электрификации «Оренбургэнерго», земли площадью 26,4 га,  закрепленные  за Западным  предприятием электросетей, были переданы в постоянное пользование  акционерному обществу энергетики и электрификации  «Оренбургэнерго» (далее - АО ЭиЭ «Оренбургэнерго»), при этом была  предусмотрена  выдача  АО ЭиЭ «Оренбургэнерго» свидетельства  о праве  постоянного  пользования  землей и изъятие  свидетельства о праве  постоянного пользования землей № 12-п, выданного  распоряжением  администрации Бузулукского района от 11.11.1992 № 1163 (л.д. 16).

На основании указанного  распоряжения № 719 заявителю  было выдано свидетельство № 89 от 04.10.1993 о праве  постоянного пользования  земельным участком площадью 26,4 га, предоставленным для  несельскохозяйственного  использования (л.д. 15).

Стороны не  оспаривают, что  на указанном земельном участке  расположены  объекты электроэнергетики, принадлежащие  ОАО «Оренбургэнерго» на праве  собственности, в том числе линия  электропередач ВЛ-110 кВ Бузулук – Савельевка, отпайка  на п. с. «Елжанка».

Между  ОАО  «Оренбургэнерго» и Государственным предприятием «Земля» (далее – ГП «Земля») был заключен договор  № 15/03 от 22.01.2003 на выполнение  работ  по  инвентаризации земельно-имущественного  комплекса и  сопровождению  документов  по  постановке  линейных объектов (ВЛ 220, 110, 35 к В), площадных объектов (объекты генерации, подстанции, прочие объекты) ОАО «Оренбургэнерго» на  государственный   кадастровый учет.

Работы по  землеустройству земельного участка под  ВЛ  выполняло  ООО «Кадастровый  центр» г. Бузулук на основании договора  субподряда,  заключенного  с  ГП «Земля».

После проведения межевания  земельных  участков  ОАО «Оренбургэнерго»  обратилось в  ФГУ «Земельная кадастровая палата»  по Оренбургской  области для проведения  государственного  учета  земельного участка.

Кадастровый учет  земельного  участка был приостановлен, о чем заявитель был извещен  надлежащим образом (л.д. 14). В  извещении  были  указаны  следующие  основания приостановления  кадастрового  учета:  наличие  в документах, представленных  в орган, осуществляющий деятельность по ведению  государственного кадастра,  противоречивых сведений, необходимых  для  проведения  государственного  кадастрового земельного участка, форма Описания не соответствует  требованиям к  оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный  кадастровый учет; содержание Описания не   соответствует документации, так как  земельный участок под двумя  опорами попадает  на  зарегистрированный  земельный участок  железной дороги.

Заявителю  было предложено  устранить  указанные  причины  в течение  одного месяца.

В связи с тем, что  причины приостановления  проведения  государственного  кадастрового учета  земельного  участка  не были  устранены в установленный срок, ФГУ «Земельная кадастровая палата» в лице филиала  по  Бузулукскому району  и городу Бузулуку было принято решение об отказе  в проведении  кадастрового учета земельных  участков (л.д. 13).

Полагая, что результаты межевания  и проведения  государственного  кадастрового  учета земельного участка  ОАО «РЖД» нарушают права и законные интересы  ОАО «Оренбургэнерго», заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с данным  заявлением.

В соответствии  со ст. 198  АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 ЗК РФ при проведении землеустройства обеспечивается  учет  законных интересов  лиц, права которых  могут  быть  затронуты  при его проведении путем  извещения  их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за  семь  календарных  дней до начала  работ.

В силу  ст. 17 Федерального закона  Российской Федерации № 78-ФЗ от 18.06.2001 «О землеустройстве» межевание  объекта  землеустройства  включает в себя следующие работы: определение  границ объекта землеустройства на местности и их  согласования; закрепление  на  местности  местоположения границ объекта землеустройства межевыми  знаками и определение  их координат или составление иного  описания  местоположения  границ объекта  землеустройства; изготовление  карты (плана) объекта землеустройства.

В

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2007 по делу n А47-5423/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также