Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2007 по делу n 18АП-743/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А07-19698/2006

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск

29  января  2007 г.                                            Дело № 18АП-743/2006

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд  в составе председательствующего судьи Тремасовой-Зиновой М.В., судей Митичева О.П., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан  от 30 октября 2006г. по делу № А07-19698/2006-А-ГАР (судья Гималетдинова А.Р.),

У С Т А Н О В И Л:

Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Издательство «Белая река» г. Уфа обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан, выразившихся в отказе произвести досрочное списание пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 702000 руб. и пеней по налогу на имущество в сумме 254000 руб., и об обязании налогового органа произвести списание указанных сумм.

Решением  арбитражного суда первой инстанции от 30 октября 2006г. по настоящему делу заявленные требования ГУП РБ «Издательство «Белая река» были удовлетворены в полном объеме.

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому  району г. Уфы на согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловала его, указав, что заявителем по состоянию на 01.01.2006 не было выполнено условие своевременного погашения текущих платежей по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, в связи с чем налоговым органом 17.04.2006 было принято решение об отмене ранее принятого решения от 20.12.2001 о реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным и региональным налогам. В связи с принятием указанного решения налоговый орган отказал в удовлетворении заявлений предприятия о досрочном списании пеней по НДС и налогу на имущество.

Заявитель отзывом от 12.12.2006 отклонил доводы апелляционной жалобы, указав, что 20.12.2005 предприятие досрочно в полном объеме погасило сумму реструктуризированной задолженности задолженностью по текущим платежам по НДС и налогу на прибыль отсутствовала, поэтому у налогового органа отсутствовали основания для отказа в досрочном списании пеней.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены  надлежащим образом. В соответствии со ст.ст.123,156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон, на основании имеющихся в деле материалов.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции.

Как видно из материалов дела, руководителем инспекции МНС России по Октябрьскому району г. Уфы было принято решение от 20 декабря 2001г. № 26-ф (л.д.49) о представлении унитарному государственному предприятию «Информационно-издательский центр ГНИ по РБ» (правопредшественнику заявителя) права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам по федеральным налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1002 (в редакции изменений)  на сумму 1086 тыс. руб.- по федеральным налогам и сборам  и на сумму 703 тыс. руб.- по  федеральным  пеням и штрафам. В соответствии с п.4 данного решения  предприятие утрачивает право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам по федеральным налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам, если в течение действия графика погашения реструктурируемой задолженности  она осуществляет текущие платежи по налогам и сборам несвоевременно или с нарушением графика.

Предприятие обратилось к налоговому органу с заявлениями от 12.12.2005 № 316 (л.д.5-6) и письмом № 98 от 05.04.2006 (л.д.7) о досрочном списании пеней по НДС в сумме 702 тыс. руб. и по налогу на имущество в сумме 254 тыс. руб. в связи с полным погашением реструктуризированной задолженности в течение 4-х лет на основании Постановления Правительства РФ № 1002 от 03.09.1999.

Ответчик письмом от 12.05.2006 № 001-14/7111 (л.д.8) сообщил заявителю об  отсутствии правовых оснований для досрочного списания пеней и штрафов, т.к. предприятием по состоянию на 01.01.2006 выполнены условия погашения сумм по графикам реструктуризации, однако им не выполнены условия своевременного  погашения текущих платежей (за предприятием числится недоимка по уплате НДС в качестве налогового агента в сумме 10288 руб.и по авансовым платежам на прибыль в части федерального бюджета – 4345 руб.). Из справки № 34775 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 20 декабря 2005г. (л.д.41-43)  усматривается, что по налогу на добавленную стоимость имелась переплата в сумме 628088 руб., которая полностью перекрывала недоимку в  размере 10288 руб.

В соответствии со ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,  погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статей, при этом зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Независимо от того, в каком качестве предприятие было обязано уплачивать налог на добавленную стоимость (налогоплательщика или налогового агента), излишне уплаченная сумма и задолженность числились по одному и тому же налогу, суммы подлежали перечислению в бюджет одного уровня, поэтому налоговый орган должен был произвести зачет излишне уплаченной суммы НДС в счет погашения выявленной недоимки по текущим платежам.

Согласно п.7 Порядка проведения реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пени и штрафам  перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.1999 № 1002 организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджет при наличии на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам и налоговым периодам, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.

Как видно из графика погашения задолженности по налогам и сборам, являющегося приложением к решению о реструктуризации, имевшаяся задолженность должна быть погашена предприятием в  4 квартале 2007 года.

Налоговым органом не оспорено то обстоятельство, что предприятием была досрочно – 20.12.2005 погашена реструктурируемая задолженность по налогам (л.д.30).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 № 269 «О списании суммы задолженности по пеням и штрафам» установлено, что списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам в течение, соответственно, двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной  в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации  кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням  и штрафам перед федеральным  бюджетом», производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности в соответствии с правилами, определяемыми этим Министерством (правопредшественником ответчика).

Согласно п.2 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности  по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002, при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения организации производит полное списание  задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) с момента погашения указанной задолженности.

В силу п.3 п.4 указанных Правил  решения о списании задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) принимаются руководителем налогового органа по месту нахождения организации на основании справки налогового органа о сумме задолженности, подлежащей списанию.

Налоговым органом в нарушение вышеуказанных нормативных актов  не было своевременно принято решение об отмене реструктуризации и досрочном списании пеней, чем неосновательно увеличен размер налоговых обязательств  предприятия.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие- либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Материалами дела подтверждено наличие совокупности условий, являющихся основанием для признания незаконными  оспариваемых действий налогового органа, а также доказано отсутствие в действиях налогоплательщика нарушений порядка проведения реструктуризации имеющейся задолженности, наличие законных оснований для списания задолженности организации по пеням в связи с погашением предприятием суммы задолженности в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации и, соответственно, отказа инспекции в списании  соответствующих сумм пени.

Доводы налогового органа о наличии у заявителя недоимки по авансовым платежам по налогу на прибыль, изложенные в письме от 12.05.2006, отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции, т.к. из баланса расчетов по состоянию на 01.04.2006 (л.д. 18) усматривается, что указанная недоимка была погашена заявителем уплатой 6517 руб.

Совокупность всех вышеперечисленных обстоятельств свидетельствует о том, что обжалуемое решение арбитражного суда является законным и обоснованным. Доводы ответчика не соответствуют фактическим обстоятельствам, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд  апелляционной  инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2006г. по делу № А07-19698/2006-А-ГАР оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Уфы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Уральского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья     М.В. Тремасова-Зинова

Судьи :           О.П. Митичев

М.В. Чередникова

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2007 по делу n 18АП-880/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также