Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2007 по делу n А07-3230/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

А07-3230/2007

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 18 АП-3319/2007

г. Челябинск

17  сентября 2007 г.

Дело № А07-3230/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова  Ю.А., судей Дмитриевой  Н.Н., Тимохина  О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой  Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ново–Уфимский нефтеперерабатывающий завод» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.03.2007 по делу № А07-3230/2007 (судья Азаматов  А.Д.), при участии: от открытого акционерного общества «Новоил» - Гимадрисламова  И.Н. (доверенность № с/2/146/07/юр от 01.01.2007), от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан - Хужина  Р.Р. (доверенность № 3697 от 14.08.2007), Чернова  П.В.(доверенность от 11.09.2007), Шевченко  Т.А. (доверенность  от 11.09.2007), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы - Хужина  Р.Р. (доверенность № 3697 от 18.05.2007), от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 - Чернова  П.В. (доверенность № 26 от 15.03.2007), Шевченко  Т.А. (доверенность № 83 от 13.09.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 33 по Республике Башкортостан Чернова  П.В. (доверенность от11.09.2007), Шевченко  Т.А. (доверенность от 11.09.2007),

УСТАНОВИЛ:

 

22.02.2007 в Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось  открытое акционерное общество «Ново–Уфимский нефтеперерабатывающий завод» (далее – плательщик, общество, ОАО «Новоил») с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - управление, налоговый орган) № 07-11/00093 от 10.01.2007 об отмене государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью «Башкирский капитал», которое было ликвидировано учредителями.

Приводятся следующие основания:

-ОАО «Новоил» является учредителем ООО «Башкирский капитал» (19,9 % уставного капитала), решение о ликвидации было принято учредителями в установленном порядке, утвержден ликвидационный баланс, 11.09.2006 в инспекцию направлено заявление о внесении в реестр записи о ликвидации;

-21.09.2006 инспекция в государственной регистрации отказала, решением от 22.12.2006 Арбитражный суд Республики Башкортостан обязал налоговый орган произвести государственную регистрацию, выдал исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство, 29.12.2006 совершены исполнительные действия – в реестр внесена запись;

-10.01.2007 управлением  решение инспекции отменено, запись о ликвидации из реестра исключена. Решение управления незаконно, вышестоящим налоговым органам не предоставлено право вмешательства в деятельность регистрирующих органов, восстановление записи о существовании юридического лица противоречит гражданскому законодательству (л.д.5-9 т.1).

Решением суда первой инстанции от 29.03.2007 требования удовлетворены, решение управления и регистрационная запись признаны недействительными. Суд сделал вывод о том, что отношения по государственной регистрации и ведению реестра юридических лиц не являются налоговыми, инспекция в них выступает в качестве регистратора, а управление по своей инициативе не имеет права вносить изменения в реестр, это право предоставлено только лицам, перечисленным в законодательстве о государственной регистрации (л.д.12-19 т.3).

23.05.2007 от межрегиональной инспекции и от управления поступили апелляционные жалобы, где поставлен вопрос об отмене судебного решения  и принятии нового судебного акта. Приводятся следующие основания:

-суд первой инстанции принял решение до вступления в законную силу решений  по делам о принадлежности собственности плательщика. Проведены выездные налоговые проверки, вынесены решения о начислении налогов, пени и штрафов, отдельные проверки находятся в стадии производства;

-оспариваемым решением права плательщика не нарушены – юридическое лицо не может быть ликвидировано до расчетов с бюджетом;

-право проведение контроля и на отмену решений нижестоящих налоговых органов предусмотрено ст. 9 Федерального закона «О налоговых органах», данная норма распространяется на все сферы деятельности налоговых органов, в том числе на регистрацию, мнение о том, что данные полномочия относятся только к налоговым отношениям, являются ошибочными;

-заявление в части признания недействительной записи в государственном реестре подлежит прекращению – данный спор не подведомственен арбитражному суду, запись не является ненормативным актом государственного органа (л.д. 2-8 т.3).

Жалоба поддержана другими налоговыми органами.

ОАО «Новоил» возражает против доводов жалобы, при регистрации инспекция действовала как регистрирующий, а не налоговый орган, регистрационная запись была совершена в соответствии с судебным решением и подлежала немедленному исполнению. Управление не имело права препятствовать исполнению, действующее законодательство не представляет ей такие полномочия.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, считает необходимым отменить судебный акт.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) – это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Из этого следует, что данный вид отношений является предметом регулирования, как частного, так и публичного права, входит в сферу государственных интересов, допускающих осуществление властных полномочий уполномоченными государственными органами.

По ст. 2 Федерального закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319«Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» определено, что уполномоченным органом является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Из текста постановления не следует, что районные инспекции являются самостоятельными и независимыми регистрирующими органами, вопросы регистрации поручены системе налоговых органов как централизованной системе, что предполагает контроль вышестоящих звеньев над нижестоящими.

По положению о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506) служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, по п. 4 положения служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

По ст. 9 Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

По п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращаясь в суд, заявитель должен подтвердить нарушение своих прав и законных интересов.

Суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает ограничений для применения вышестоящими налоговыми органами положений ст. 9 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» для всех видов деятельности, где Федеральная налоговая служба осуществляет свои полномочия, в том числе и в сфере государственной регистрации. Решение управлением принято в рамках закона, основания для признания его недействительным отсутствуют, решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене.

Следует учесть, что постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа по делу № Ф09-2739\07-С4  от 13.09.2007 признана законность решения налогового органа по отказу в государственной регистрации ООО «Башкирский капитал» в связи с его добровольной ликвидацией, подтверждена законность последующих действий управления.

Регистрационная  запись не может рассматриваться как ненормативный правовой акт и быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде. Дело в этой части подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. 150 п.1, 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.03.2007   по делу № А07-3230/2007 отменить.

В удовлетворении требований заявленных ОАО «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод» о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 10.01.2007 № 07-11/00093 об отмене решения регистрирующего органа  о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией - отказать.

Дело в части признания недействительной записи в Едином государственной реестре юридических лиц за государственным регистрационным номером 2070277000011 об отмене записи за государственным регистрационным номером 2060277139976 о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью «Башкирский капитал» в связи с его ликвидацией по решению суда  производством прекратить.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья                                             Ю.А.Кузнецов

Судьи:                                                                                     Н.Н.Дмитриева

О.Б.Тимохин

 

 

 

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2007 по делу n А07-7197/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также