Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2007 по делу n А07-5273/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А07-5273/2007

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№18АП-5080/2007

г. Челябинск

12 сентября 2007 г.

Дело № А07-5273/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Кузнецова Ю.А., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола  секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда  Республики Башкортостан от 04 июня 2007 г. по делу № А07-5273/2007 (судья И.М. Хайдаров), при участии: от открытого акционерного общества  – Сардарова Э.Ш. (доверенность от 24.01.2007 № 236, удостоверение), Филиппова А.Л. (доверенность от 01.07.2007 №11-114/ФАЛ, паспорт),  

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Газ-Сервис» (далее – заявитель, общество, ОАО «Газ-Сервис») обратилось  в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 21.03.2007 по делу №7, вынесенного управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Республике Башкортостан (далее – Управление, Роснедвижимость, административный орган) о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200 минимальных размеров оплаты труда, то есть 20000 руб., за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, по делу привлечено Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан.

Решением  Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04 июня 2007 года по настоящему делу требования общества удовлетворены.

Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обжаловало его, настаивая на наличии в действиях общества вины в отсутствии надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов на земельный участок, а длительность решения вопроса по оформлению таких прав не может быть расценена как отсутствие вины. Заявитель на основании статьи 198 АПК РФ не обжаловал действия (бездействие) соответствующих органов. Обращения общества в министерство имущества не служат доказательством исполнения заявителем норм земельного законодательства, поскольку к таким обращениям кадастровый план земельного участка не прикладывался, получение которого является обязанностью юридического лица.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель административного органа не явился.

С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость)  по Республике Башкортостан и третьего лица.

В судебном заседании представители общества возражали против доводов апелляционной жалобы и настаивали на оставлении без изменения решения суда первой инстанции.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ОАО «Газ-сервис»,  не находит основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, территориальным отделом №1 Роснедвижимости на основании распоряжения от 10.01.2007 №22 проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке площадью 25 кв.м., кадастровый номер не присвоен, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, Бураевский район, д. Новобикметово, используемом для размещения газораспределительного пункта №20 (далее – ГРП №20), с составлением акта от 16.03.2007, протокола от 16.03.2007 об административном правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ и вынесением определения от 16.03.2007 по делу №7 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 23.03.2007 (л.д. 9, 29-32, 34).

23.03.2007 Роснедвижимость постановлением по делу №7 признало виновным и привлекло ОАО «Газ-сервис» к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 20000 рублей, по факту использования указанного земельного участка без правоустанавливающих документов. Также в адрес общества направлено предписание об устранении нарушения земельного законодательства в срок до 01.08.2007 (л.д. 7-8, 11).

Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 07.02.2000 №27 «О передаче энергетических объектов, инженерных коммуникаций и сооружений, находящихся в государственной собственности, специализированным организациям» Министерству имущественных отношений Республики Башкортостан поручено заключить в установленном порядке с принимающими сторонами договоры о передаче в безвозмездное пользование или аренду объектов, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, в соответствии с утвержденными графиками. В связи с этим министерством и ОАО «Газ-Сервис» заключен договор от 30.06.2004 №5-82/359 о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование, в том числе пункт газораспределительный блочный ПГБ-5 (газораспределительный пункт №20) (л.д.  12-19).

Согласно пункту 3.2.7 договора ОАО «Газ-Сервис» обязано оформить и зарегистрировать права пользования земельными участками, отведенными под объекты недвижимости и необходимыми для их использования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.

На основании справки от 22.05.2007 №21-984 ОАО «Газ-Сервис» подтверждает передачу в безвозмездное пользование газораспределительного пункта ПГБ-5 (ГРП №20), расположенного по указанному адресу, и учитываемого на балансе общества (л.д. 120).

Третье лицо по делу – Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – министерство, третье лицо), отзывом от 04.05.2007 №ОК-51/4132 в суде первой инстанции поддержало требования ОАО «Газ-Сервис» о признании незаконным и отмене постановления от 23.03.2007 по делу №7 (л.д. 61-63).

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, исходил из отсутствия в действиях ОАО «Газ-сервис» вины в отсутствии правоустанавливающих документов на спорный земельный участок.

Статья 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), устанавливающая основания возникновения прав на землю, гласит, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

По смыслу статей 36 и 29 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица совместно обращаются в уполномоченные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении таких прав с приложением его кадастровой карты (плана) и других необходимых документов.

Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

Материалами дела, исследованными арбитражным апелляционным судом согласно требованиям, установленным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждается наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.1 КоАП РФ, однако в действиях ОАО «Газ-Сервис» состав этого административного правонарушения отсутствует.

Признавая вышеизложенные доводы управления несостоятельными применительно к данной ситуации, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Согласно статье 20 ЗК РФ, пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 №53-ФЗ) право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется; юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, до 01.01.2008 в соответствии с правилами, указанными в статье 36 ЗК РФ.

Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 №192-ФЗ) установлены правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципального образования. Одним из оснований отнесения земельного участка к той или иной собственности является наличие на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В настоящее время государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена.

Исходя из положений Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001 №78-ФЗ при предоставлении земельных участков собственник обязан провести землеустроительные работы.

Из материалов дела видно, что заявитель дважды письмами от 21.09.2004 №11-1470 и 28.03.2006 №21-487 обращаясь в министерство о передаче обществу технической документации на переданное имущество и документов по землепользованию в целях исполнения договора от 30.06.2004 №5-82/359, получил ответ от 14.04.2006 об организации министерством в дальнейшем исходя из возможностей бюджета выполнения землеустроительных работ по земельным участкам под объектами газоснабжения республиканской формы собственности  и  постановки  их  на  государственный  кадастровый  учет (л.д. 21-23).

Министерством неоднократно направлялись письма в управление с просьбой отложить проведение проверок по использованию земельных участков, занимаемых объектами газоснабжения республиканской собственности, находящихся в пользовании ОАО «Газ-Сервис», до окончания выполнения по ним землеустроительных работ.

При таких обстоятельствах оснований для привлечения ОАО «Газ-Сервис» к административной ответственности  по статье 7.1 КоАП РФ не имеется, поскольку в действиях общества в силу статьи 2.1 КоАП РФ отсутствует обязательный элемент субъективной стороны состава правонарушения – вина. ОАО «Газ-Сервис» по объективным причинам в силу позиции Министерства имущества Республики Башкортостан как собственника республиканской недвижимости не имеет возможности надлежащим образом исполнить требования статьи 36 ЗК РФ и пункта 3.2.7 договора от 30.06.2004 №5-82/359 о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование.

Ссылка административного органа на предусмотренную статьей 198 АПК РФ возможность общества в судебном порядке оспорить незаконность бездействия органа власти по уклонению от оформления правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, подлежит отклонению в связи с не истечением срока, установленного до 01.01.2008  пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ, предоставляющего право юридическому лицу и его контрагенту в лице Министерства имущества Республики Башкортостан во внесудебном порядке исполнить свои взаимные обязанности по оформлению таких документов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции                

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04 июня 2007 года  по делу № А07-5273/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан – без удовлетворения.  

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья   О.Б. Тимохин   

Судьи:       Ю.А. Кузнецов

Н.Н. Дмитриева

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2007 по делу n А07-11530/2005. Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст.  »
Читайте также