Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 по делу n А76-30314/2006. Отменить решение полностью и принять новый с/а

А76-30314/2006

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-2437/2007

г. Челябинск

04 сентября 2007 г.

Дело №А76-30314/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2007 г.

Полный текст постановления изготовлен   04 сентября 2007 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Махровой Н.В., судей Башариной Л.Ф., Рачкова В.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Лысцевой Ю.П., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Челябинская региональная компания по реализации газа» к Министерству финансов Российской Федерации, финансовому управлению Администрации Еткульского муниципального района Челябинской области, администрации Еткульского муниципального района Челябинской области, с участием третьего лица - управления социальной защиты населения администрации Еткульского муниципального района Челябинской области,  при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Челябинская региональная компания по реализации газа»   Хуснулиной М.Г. (доверенность № 577 от 03.07.2007), от ответчика: от Управления федерального казначейства, в порядке передоверия Министерство Финансов - Бутузовой А.А. (доверенность от 09.01.2007), от Финансового управления администрации Еткульского муниципального района – Достоваловой О.Ю. (доверенность № 268 от 23.07.2007),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Челябинская региональная компания по реализации газа» (далее – ООО «Челябрегионгаз», истец) обратилось с исковым заявлением  к Министерству финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ), финансовому управлению администрации Еткульского муниципального района,  с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Еткульского  муниципального района Челябинской области о взыскании убытков в размере 1946 руб. 30 коп.

Определением от 13.02.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Еткульского   района, а  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора  - управление социальной защиты населения администрации Еткульского муниципального района Челябинской области (т.1, л.д.113).

До принятия решения по существу спора, истцом заявлено и судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об увеличении исковых требований до 12 029 руб. 35 коп (т.2, л.д.42).

Решением суда первой инстанции от 14.03.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме, в пользу истца с Минфина РФ взысканы убытки в размере 12 029 руб. 35 коп. за счет казны Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Минфин РФ  просило отменить решение суда первой инстанции от 14.03.2007, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом были нарушены нормы процессуального права, поскольку  он не был надлежащим образом  извещен о времени и месте  судебного заседания.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2007 решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2007 по делу № А76-30314/2006 отменено на основании ч.4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело назначено к рассмотрению по правилам суда первой инстанции.

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: министерство финансов Челябинской области (далее – Минфин Челябинской области), управление социальной защиты населения Челябинской области, управление социальной защиты населения администрации Еткульского района  Челябинской области (т.2, л.д.154-155).

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования. Просит взыскать с Минфина РФ убытки в размере 12029 руб. 35 коп.

Минфин РФ представило отзыв на исковое заявление, в котором указало, что исковые требования не признаёт в полном объеме. Так же ответчик в отзыве пояснил, что  истцом не доказано наличие оснований ответственности, необходимых и достаточных, для возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов. Истцом  не определен государственный орган, бездействия которого повлекли причинение вреда истцу, не указано в чем выразилась противоправность поведения государственного органа, отсутствуют доказательства подтверждающие фактическое предоставление льгот, а также не  доказан и не определен размер подлежащих взысканию убытков. Кроме того,  в соответствии с распоряжениями представленными Минфином РФ в УФК Министерства финансов РФ по Челябинской области за период с 01.01.2004 по 31 12.2004, финансовому отделу администрации Еткульского района были перечислены субвенции на компенсацию затрат по предоставлению льгот  установленных Законом Российской Федерации «О донорстве крови и её компонентов» в сумме 149 638 руб. (распоряжение №402 от 10.11.2004 №571 от 23.12.2004).

Управление социальной защиты населения администрации Еткульского муниципального района представило отзыв на исковое заявление в котором указало, что на основании Федерального закона «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 №122-ФЗ и Постановления Губернатора Челябинской области от 25.02.2005 №62 «О предоставлении ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор Росси», на территории Челябинской области», работа по осуществлении ежегодной денежной выплаты донорам через Управление, начала производится только с 01.01.2005. Соответственно,  данная категория граждан на учете в управлении находится лишь с 01.01.2005.

Министерство социальных отношений  Челябинской области представило отзыв на исковое заявление, в котором  указало, что расходование средства Федерального фонда компенсаций на ежегодную денежную выплату гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» на Министерство социальных отношений   области и органов социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов было возложено с 01.01.2005. Также в  2004 г. территориальные органы социальной защиты населения не осуществляли функции по возмещению предприятиям (организациям) расходов, связанных с предоставлением льгот по Указу Президента Российской федерации от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Финансовое управление  администрации Еткульского муниципального  района представило отзыв на исковое заявление, в котором указало, что в министерство финансов по Челябинской области был  представлен отчет  о фактически произведенных расходах на компенсацию затрат по предоставлению льгот за 2004 г.  Указанные льготы должны возмещаться из  бюджета Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции,  исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, и третьего лица  считает, что  исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Как следует из материалов дела,  ООО Челябинская региональная компания газа» оказывает услуги  гражданам по снабжению их природным газом для бытовых нужд.

В 2004 г. истец, отпуская газ населению Еткульского района Челябинской области, представлял льготы по оплате донорам и многодетным семьям на основании ст. 11 закона российской федерации «О донорстве крови и ее компонентов» от 09.06.1993 №5142-1 и п.3 Указа Президента «О мерах социальной защиты многодетных семей» от 05.05.1992 №431.

С 01 января 2004 по 31 декабря 2004 истцом представлено льгот: донорам на сумму 10083 руб. 53 коп., многодетным семьям на сумму 1946 руб. 30 коп., что подтверждается ведомостями учета, расчетами задолженности по снабжению льготных категорий граждан, актами сверки, справками, списками  (т.1, л.д. 13-48). Данные доказательства ответчиком не оспорены и документально не опровергнуты.

Поскольку фактически представленные истцом льготы за 2004 г. не компенсированы, у истца образовались убытки в сумме 12029 руб. 35 коп., в связи, с чем они подлежат взысканию с Минфин РФ за счет казны Российской Федерации.

Статьёй 11 Закона Российской Федерации от 09.06.1993 №5142-1 «О донорстве крови и её компонентов» гарантировано предоставление отдельным категориям граждан скидки в размере 50 % с установленной платы за пользование газом.

Указом Президента Российской федерации от 05.05.1992 №431 гарантировано предоставление многодетным семьям льготы в виде 30 % скидки за пользование газом.

В силу ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской федерации или казны муниципального образования.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, предоставление льгот, предусмотренных ст. 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношениях федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет федерального бюджета.

Между тем, в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и расходования в 2004 году субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2004 N 426 (далее - Правила), расходы, связанные с реализацией статьи 11 Закона, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2004 год.

В соответствии с Положением о Министерстве Финансов Российской Федерации (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 № 273) на данный федеральный орган исполнительной власти возложена функция разработки проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета.

В силу ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Федеральный законодатель, устанавливая соответствующие льготы для отдельных категорий лиц на уровне Российской Федерации, должен обеспечить названные социальные гарантии соответствующим механизмом полного финансового обеспечения.

Доводы Минфина РФ о перечислении финансовому отделу администрации Еткульского района субвенции на компенсацию затрат по предоставлению льгот  установленных Законом Российской Федерации «О донорстве крови и её компонентов» в сумме 149 638 руб. проверены судом апелляционной инстанции, вышеуказанная сумма направлена на возмещение льгот другим предприятиям, возмещение истцу по льготам не производилось (т.4, л.д. 27-38).

Поскольку убытки у истца возникли в связи с тем, что средств на реализацию соответствующих льгот  при формировании  федерального бюджета на соответствующий финансовый год не было предусмотрено в достаточном количестве, а непосредственно составление проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации,  ответственность за недофинансирование средств на расходы по реализации льгот  возлагается на Министерство финансов Российской Федерации.

Не исполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией установленных законом льгот повлекло возникновение у истца убытков   в сумме 12029 руб. 35 коп., которые правомерно взысканы за счет казны  Российской Федерации.   

Довод ответчика о том, что федеральным бюджетом в полном объеме выполнены обязательства по финансированию льгот, предоставляемых на основании Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", и «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» отклоняется, поскольку не подтвержден материалами дела.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

Между тем, Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

Согласно разъяснению, содержащемуся  в п. 2 информационного письма от 13.03.2007 № 117 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», Кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот.

Учитывая, что  Минфин  РФ привлечен к участию в деле о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг по поставке  природного газа отдельным категориям граждан в соответствии с реализацией Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", и «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»  в качестве ответчика, основания для освобождения от уплаты государственной пошлины отсутствуют.

Таким образом, государственная пошлина по иску и  апелляционной жалобе  подлежит взысканию с ответчика в пользу истца и в доход федерального бюджета соответственно (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Взыскать с Минфин РФ  за счет казны Российской федерации в пользу ООО «Челябинская региональная компания по реализации газа» 12 029 руб. 35 коп.  убытков и 500 руб. в возмещение расходов по государственной пошлины.

Взыскать с Минфина РФ в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья    Н.В. Махрова

Судьи:        Л.Ф.Башарина          

В.В.Рачков

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 по делу n А76-2184/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также