Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2007 по делу n А76-6499/2007. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

А76-6499/2007

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-5100/2007

г. Челябинск

27 августа 2007 г.

Дело № А76-6499/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова  Ю.А., судей Дмитриевой Н.Н., Тимохина  О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.06.2007 по делу № А76-6499/2007 (судья Наконечная О.Г.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Асбоцемент» - Четина  А.В.(по доверенности  № 5/07 от 15.08.2007),

УСТАНОВИЛ:

21.05.2007 в Арбитражный суд Челябинской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Асборемонт» (далее – общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Челябинской области (далее – налоговый орган, инспекция) выразившихся в отказе в проведении возврата ошибочно уплаченных страховых взносов в размере 11 873,74 руб. и обязании произвести возврат излишне уплаченной суммы.

Общество произвело оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ошибочно указав код бюджетной классификации (далее – КБК) по страховым взносам в виде фиксированного платежа, заявлением от 25.04.2006 просило произвести возврат излишне уплаченной суммы, налоговый орган в проведении возврата отказал, что противоречит ст. 78  Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) (л.д. 2-4).

Решением суда первой инстанции от 19.06.2007 требования удовлетворены: незаконными признаны действия инспекции, выразившиеся в отказе произвести возврат 11 873,74 руб. - излишне (ошибочно) уплаченную сумму страховых взносов в виде фиксированного платежа, суд обязал инспекцию возвратить указанную сумму. Суд пришел к выводу, что обязанность по возврату обществу ошибочно уплаченных страховых взносов возложена на налоговую инспекцию, т.к. главным распорядителем средств федерального бюджета – администратором  поступлений в бюджеты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является Федеральная налоговая служба  (л.д. 43-45).

11.07.2007 от инспекции поступила апелляционная жалоба с просьбой отменить решение и в удовлетворении заявленных требований отказать.

Инспекция полномочиями по зачету (возврату) пенсионных взносов не наделена, контроль за правильностью начисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующих деятельность налоговых органов. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ, и не являются составной частью единого социального налога, положения ст. 78 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (л.д. 50-51).

Инспекция и третье лицо извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав доводы плательщика, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Установлено, что ООО «Асборемонт» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 31.12.1998, состоит на налоговом учете (л.д. 12-13, 18-20), является плательщиком страховых взносов в Пенсионный Фонд.

19.05.2005 обществом произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в платежном поручении № 184 ошибочно указал неправильный КБК (л.д. 11). 25.04.2007 общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате ошибочно перечисленной суммы страховых взносов (л.д. 8). В письме № 09-22-б/н от 28.04.2006 налоговый орган отказал в возврате, ссылаясь на то, что проведение зачетов и возвратов переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не предусмотрено налоговым законодательством. У инспекции отсутствуют полномочия по принятию решений о зачете (возврате) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (л.д. 10).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В п. 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.

В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обязанности налогового органа, который является  по данному платежу администратором поступлений в бюджет. Переплата установлена актом сверки, плательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате. Процедуры, необходимые для возврата соблюдены. Основания для переоценки судебного решения отсутствуют.

Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.

По смыслу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при обращении в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

Пунктом 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Соответственно с 01.01.2007  в отношении налоговых органов подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с инспекции взыскивается госпошлина в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.06.2007  по делу № А76-6499/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Челябинской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Челябинской области в бюджет госпошлину в сумме 1000 руб. в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья                         Ю.А.Кузнецов

Судьи:                                                                Н.Н.Дмитриева

О.Б.Тимохин

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2007 по делу n А76-1400/2007. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также