Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2007 по делу n А47-12360/2005. Изменить решение
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП -3080/2007 г. Челябинск
13 августа 2007 г. Дело № А47-12360/2005 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Дмитриевой Н.Н., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01.2007 по делу № А47-12360/2005 (судья Лазебная Г.Н.), при участии: от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску - Томиловой Л.Т. (доверенность № 05-13\37203), Горбуновой Н.В. (доверенность № 05-13\14 от 09.01.2007), УСТАНОВИЛ: 13.09.2007 в Арбитражный суд Оренбургской области обратилось муниципальное унитарное предприятие «Комбинат жилищного хозяйства Администрации г. Орска» (далее – плательщик, общество, МУП «ЖКХ») с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску (далее - инспекция, налоговый орган) № 18-53\4061 от 16.08.2005 о начислении налогов, пени и штрафов на общую сумму 10 165 833 руб. Приводятся следующие основания: - по результатам выездной проверки инспекцией сделан вывод о неосновательном применении налоговой льготы по п.п.10 п.2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Данные выводы незаконны и не обоснованы, услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию и эксплуатации с 01.01.2004 подлежат налогообложению только в тех случаях, когда они осуществляются за счет целевых расходов в домах жилищных кооперативов. Данные виды работ включены в «услуги по представлению помещений» и суммарно составляют один платеж; -государственные дотации предоставляются бюджетами и включаются в налоговую базу, они направлены на покрытие убытков (л.д.130-133 т.2). Решением суда первой инстанции от 26.01.2007 заявленные требования удовлетворены частично. Суд, оценивая акт налогового органа в части применения льготы указал, что по п.п. 10 п.2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению услуги по предоставлению в пользование жилых помещений. Остальные работы по содержанию и обслуживанию жилых помещений включаются в налоговую базу в общем порядке, но сумма налога не начисляется дополнительно, а включена в сумму тарифа. Налоговый орган не смог выделить данную сумму, поэтому, начисление налога, пени и штрафа является неосновательным (л.д.84-88 т.3). 16.05.2007 от инспекции поступила апелляционная жалоба, где поставлен вопрос об отмене судебного решения в части сумм, начисленных в связи с применением налоговой льготы. Оказание услуг по предоставлению жилых помещений является самостоятельным видом деятельности и не облагается НДС, на услуги по содержанию и ремонту жилого фонда данная льгота не распространяется, они включаются в налоговую базу в общем порядке, -для выделения суммы НДС из цены услуг составлен акт сверки, где определена сумма налога 5 589 358 руб. Судом данное обстоятельство не исследовано и в решении не отражено (л.д.92-96 т.3). В остальной решение суда первой инстанции не оспаривается. Плательщик в судебное заседание не явился, просит рассмотрение отложить, ссылаясь на получение определения суда 09.08.2007, считает необходимым подготовить мотивированный отзыв. В ходатайстве об отложении рассмотрения отказано, по извещению к заказному письму определение вручено не 09.08.2007, а 01.08.2007, а подробный отзыв (на 4-х страницах) приложен к ходатайству. Уважительные причины для отложения отсутствуют. Третье лицо – администрация г. Орска не явилась, о рассмотрении жалобы извещена. Суд определил рассмотреть жалобу без неявившихся лиц. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей инспекции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение следует изменить. Установлено, что МУП «ЖКХ» зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 23.12.2003 (л.д.38-40 т.1), состоит на налоговом учете, является плательщиком НДС. Инспекцией проведена выездная проверка исполнения налогового законодательства за период с 01.01.2004 по 31.12.2004. Актом проверки № 18-53\222 от 19.07.2005 установлено, что плательщик неправильно определял налоговую базу, не включал в нее реализацию услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному строительству. Данные обороты были освобождены от налогообложения до 01.01.2004, а после этой даты от уплаты налога освобождаются только услуги по предоставлению в пользование жилых помещений по договору найма (л.д.11-14 т.1). На акт проверки представлены возражения (л.д.21 т.1). Решением № 18-53\4061 от 16.08.2005 плательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, начислен НДС – 7 280 326 руб., пени – 1 429 442 руб. (л.д.25-32 т.1). В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщикам сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. По п.п. 10 п.2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Определение понятия «услуги по предоставлению в пользование жилых помещений» в законодательстве о налогах и сборах отсутствует. В силу п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. В рассматриваемом периоде правоотношения по предоставлению в пользование жилых помещений регулировались гл. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом РСФСР, Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения». Согласно ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть предоставлено во владение и пользование физическим лицам на основании договора найма и юридическим лицам на основании договора аренды или иного договора. При этом на основании п. 1 ст. 673 Гражданского кодекса Российской Федерации объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Положениями ст. 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 (в редакции от 21.01.2003) «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» установлено, что плата за наем жилья (соответственно за пользование жилым помещением) является одной из составляющих всей квартирной платы, кроме того, в ст. 57 Жилищного кодекса РСФСР указывается на обязанность нанимателя оплачивать коммунальные услуги в составе той же квартирной платы. Такие услуги как вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и другие в силу п. 3 названного Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 являются отдельными самостоятельными услугами, оплата которых относятся к числу коммунальных платежей. Таким образом, оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в домах всех форм собственности является самостоятельным видом деятельности налогоплательщика, данный вид услуг не подлежит налогообложению НДС на основании п.п. 10 п. 2 ст. 149 Кодекса. На операции по реализации услуг по содержанию общего имущества жилых домов и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилых домов, текущему ремонту общего имущества жилых домов вышеуказанная льгота не распространяется, такие операции облагаются налогом в общеустановленном порядке. Из этого следует, что налоговый орган правомерно включил полученную предприятием выручку от реализации услуг по содержанию, ремонту и санитарно-техническому обслуживанию домов государственного и муниципального жилищного фонда в налогооблагаемую базу по НДС. Вместе с тем, согласно п. 6 ст. 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). Возможность предъявления налогоплательщиком населению НДС в составе стоимости оказанных услуг, исчисленной в размере, превышающем установленные тарифы, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Таким образом, в силу п. 6 ст. 168 Кодекса и с учетом положений Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства (утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 23.02.1999 N 9) сумма налога включена в стоимость оплаты. Суд первой инстанции сделал правильный вывод о включении данных сумм в базу НДС, предложил сторонам определить сумму налога путем «выкручивания», инспекция и плательщик подписали акт сверки, где определили сумму налога 5 589 358 руб. Суд апелляционной инстанции не видит законных основания для непринятия результатов, установленных сверкой. Поэтому, решение инспекции в части начисления налога 5 589 358 руб., пени – 1 073 094,8 руб. и штрафа – 1 117 872 руб. соответствует закону и неосновательно судом первой инстанции признано недействительным. С плательщика взыскивается госпошлина, пропорциональная удовлетворенным требованиям – 23,4 % в бюджет и в связи с возмещением расходов по уплате госпошлины налоговым органом при подаче апелляционной жалобы. Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01.2007 по делу № А47-12360/2005 изменить. Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области № 18-53\4061 от 16.08.2005 признать недействительным в части -привлечения к ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и взыскании штрафа в сумме 338 193 руб., -предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 1 686 978 руб., пени в сумме 356 348 руб. В остальной части требований отказать. Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Комбинат жилищного хозяйства администрации г. Орска» в бюджет госпошлину 1532 руб. и в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску 766 руб. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий судья Ю.А.Кузнецов Судьи: Н.Н.Дмитриева О.Б.Тимохин Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2007 по делу n А07-5684/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|