Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2007 по делу n А76-1017/2007. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)А76-1017/2007 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ №18АП-4895/2007 г. Челябинск 01 августа 2007 г. Дело № А76-1017/2007 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Малышева М.Б., Митичева О.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска на определение Арбитражного суда Челябинской области от 23.05.2007 по делу № А76-1017/2007 (судья Г.С. Щукина), УСТАНОВИЛ: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска (далее ИФНС России по Тракторозаводскому району) и закрытому акционерному обществу «ЦентроСталь» (далее ЗАО «ЦентроСталь», общество) о признании недействительным решения ИФНС России по Тракторозаводскому району от 28.09.2006 № 1453А о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ЗАО «ЦентроСталь», связанных с изменением его места нахождения. Определением арбитражного суда первой инстанции от 27.03.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фомин Игорь Николаевич директор и один из учредителей ЗАО «ЦентроСталь» (л.д. 34). Определением от 23.05.2007 производство по делу было прекращено в связи с его неподведомственностью арбитражному суду. Не согласившись с вынесенным определением, ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель просит определение арбитражного суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что оспариваемая государственная регистрация является незаконной, поскольку заявление и учредительные документы, представленные для государственной регистрации изменений содержат заведомо ложные сведения о месте нахождения юридического лица. Вывод суда о неподведомственности спора арбитражному суду противоречит действующему законодательству, так как пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право предъявлять в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица. ИФНС России по Тракторозаводскому району представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит отказать в удовлетворении требований о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЗАО «ЦентроСталь». Также в отзыве пояснила, что регистрирующие (налоговые) органы не обладают правомочиями по осуществлению правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации юридических лиц; предусмотренные статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали. Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке статей 258, 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 22.09.2006 общество обратилось в ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи с изменением его места нахождения на следующий: 630005, г. Новосибирск, ул. Д.Бедного, д. 56 (л.д. 6-9). .09.2006 ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска принято решение № 1453А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (л.д. 12), внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением государственного регистрационного номера 2067452094433, выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 13). ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска на основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации провела обследование места нахождения общества. В результате обследования установлено, что организация ЗАО «ЦентроСталь» по адресу: Д.Бедного, 56 отсутствует, договор аренды с собственником здания не заключался (л.д. 14). Полагая, что при регистрации изменений в учредительные документы ЗАО «ЦентроСталь» допущены грубые, неустранимые нарушения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд. Прекращая производство по делу, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что спор между налоговыми органами, осуществляющими государственную регистрацию, не носит экономического характера и поэтому не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Указанные выводу суда являются ошибочными. Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в арбитражный суд. Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В силу статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является составной частью понятия государственной регистрации юридических лиц, в связи с чем не требуется отдельного полномочия налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. На основании части 2 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, указанные в части 1 статьи 33 названного Кодекса, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). Системное толкование вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что споры о государственной регистрации юридических лиц независимо от состава лиц, участвующих в деле, относятся к специальной подведомственности арбитражного суда. Таким образом, у суда не имелось оснований для прекращения производства по делу. Учитывая изложенное, определение о прекращении производства по делу подлежит отмене, дело следует передать для рассмотрения в Арбитражный суд Челябинской области. При рассмотрении дела судом первой инстанции следует учесть, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права и обязанности второго учредителя ЗАО «ЦентроСталь» - Коппеля Дмитрия Ивановича. Руководствуясь статьями 176, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционный инстанции ПОСТАНОВИЛ: определение Арбитражного суда Челябинской области от 23 мая 2007 по делу №А1017/2007 отменить. Направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru Председательствующий судья М.В. Чередникова Судьи: М.Б. Малышев О.П. Митичев Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2007 по делу n А34-310(4)/2007. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|