Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2007 по делу n А76-31211/2006. Отменить решение полностью и принять новый с/а

А76-31211/2006

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-2731/2007

г. Челябинск

24 июля 2007 г.                                            Дело № А76-31211/2006

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Митичева О.П., судей Малышева М.Б., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.03.2007 по делу № А76-31211/2006 (судья Каюров С.Б), при участии: от  открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» Башкировой Е.А. (доверенность от 02.02.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области Порциной Т.А. (доверенность № 04-07/12561 от 26.12.2006),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Челябинский электрометаллургический комбинат»  (далее - ОАО «ЧЭМК», заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения от 14.11.2006 № 990, выставленного Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области (далее – МР ИФНС по КН № 1 по Челябинской области, инспекция, налоговый орган).

Налоговый орган, в свою очередь, обратился со встречным иском о взыскании денежной суммы на взыскание платежей в сумме 3243874,10 руб.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.03.2007 требования общества были удовлетворены в полном объеме и в удовлетворении встречных требований налоговому органу было отказано.

Налоговый орган, не согласившись с вынесенным решением  суда, в апелляционной жалобе ссылается на п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и Положение Центрального Банка России «О порядке приёма и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, представляемых взыскателям».

Заявитель жалобы также пояснил, что исполнение инкассового поручения осуществляется банком в порядке, регулирующем осуществление безналичных расчетов.

Как видно из материалов дела, налоговым органом на расчетный счет налогоплательщика было выставлено инкассовое поручение от 14.11.2006 № 990 на основании исполнительного листа № 130690 от 19.05.2006, выданного на взыскание 3243874,10 руб. по постановлению Арбитражного суда Челябинской области от 25.09.2006 по делу № А76-34184/2004-33-809/396/228.

Из материалов дела также следует, что предъявленная ко взысканию сумма является штрафом за неполную уплату земельного налога, т.е. взыскателем по данной сделке является бюджет в лице налогового органа.

При этом в соответствии  со ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 № 119-ФЗ, в случаях предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями.

Согласно ст. 6 указанного Закона исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Банк или иная кредитная организация, осуществляющая обслуживание счетов должника, в 3-х дневный срок со дня получения исполнительных документов от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств, либо делают отметку о полном или частичном исполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

Неисполнение указанных требований является основанием для наложения судом общей юрисдикции или арбитражным судом на банк или иную кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом.

Таким образом, данная норма п.1 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в целях более оперативного исполнения требований судебных актов представляет альтернативную возможность направить исполнительный документ непосредственно в банк, минуя судебного пристава-исполнителя, если он располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и наличии на них денежных средств. При этом закон не требует, чтобы взыскатель обязательно имел доказательства, подтверждающие факт нахождения в банке счетов должника и наличия на них денежных средств.

Ссылка арбитражного суда первой инстанции на порядок взыскания налога, установленный ст.ст. 46-48, 70 НК РФ, не может быть принята арбитражным апелляционным судом, т.к. данные нормы регулируют взыскание обязательных платежей на основании ненормативных актов налогового органа.

Порядок взыскания сумм обязательных платежей по судебным актам НК РФ не регулируется.

Доводы арбитражного суда первой инстанции о том, что по исполнительному листу взыскателем является доход бюджета и в данном взыскании утрачивает право самостоятельно производить действия, направленные на погашение задолженности, не основаны на законе.

В силу п. 3 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган по месту нахождения должника и с учетом положений ст.ст. 30-32 НК РФ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области является администратором поступления налогов, сборов и штрафных санкций  от налогоплательщиков.

Пункт 1  ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не содержит каких-либо ограничений в части направления исполнительных документов в отношении налоговых органов, как взыскателем обязательных платежей, в том числе по взысканным судами штрафов.

Положение ЦБ РФ «О порядке приёма и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, представляемых взыскателям» от 10.04.2006 «№ 285-П также не содержит указанных ограничений.

Законодательство о налогах и сборах также не устанавливает обязанность налоговых органов по направлению исполнительных листов, выданных судами, только непосредственно судебным приставам-исполнителям для исполнения в порядке Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Высказанная позиция суда ставит налоговый орган, как взыскателя по исполнительным документам судов, в неравное положение по сравнению с другими взыскателями и не способствует оперативности поступления налоговых платежей.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы налогового органа являются обоснованным, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.03.2007 по делу № А76-31211/2006 отменить.

В удовлетворении требований ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения  Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области от 14.11.2006 № 990 – отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья                     О.П. Митичев

Судьи:                                                                       М.Б. Малышев

М.В. Чередникова

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2007 по делу n А76-5172/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также