Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2007 по делу n А07-26608/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А07-26608/2006

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18АП- 3091/2006

г. Челябинск

13 июня 2007 г.                                           Дело № А07-26608/2006

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Кузнецова Ю.А. и Голубевой Т.А., при ведении протокола  секретарем судебного заседания Табаринцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда  Республики Башкортостан от 09 февраля 2007 г. по делу № А07-26608/2006 (судья С.Л. Чернышова), при участии: от Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – Прокофьева А.Г. (доверенность № 12-116 от 09.06.2007),

УСТАНОВИЛ:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, Управление) обратилось 24.11.2006 в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об аннулировании лицензии (регистрационный номер АСС-02-01111145 сроком действия с 06.11.2002 по 05.11.2007), предоставленной индивидуальному предпринимателю Безрукову Андрею Борисовичу (далее – заинтересованное лицо, ИП Безруков А.Б., предприниматель) для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Решением  Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 февраля 2007г. по настоящему делу Управлению в удовлетворении требований отказано. 

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и удовлетворить требования в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что материалами проверки ИП Безрукова А.Б. подтверждены факты грубых нарушений условий лицензирования и отсутствие возможностей их исполнения. Приостановление или аннулирование лицензии представляет собой специальную пресекательную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также законные интересы других лиц. Поэтому при оценке тяжести допущенных лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий следует исходить из тяжести наступления возможных последствий для третьих лиц вследствие таких нарушений.

Индивидуальный предприниматель Безруков А.Б.  отзыв на апелляционную жалобу не представил.  

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель индивидуального предпринимателя  не явился.

С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие индивидуального предпринимателя Безрукова Александра Борисовича.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Безруков Андрей Борисович, 12 октября 1975 г.р., зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17 июня 1999 г., встал на учет в налоговом органе  25 июня 1999 г., прошел перерегистрацию в качестве индивидуального предпринимателя 06 апреля 2004 г.  (л.д. 12, 13, 19).

06.11.2002 ИП Безрукову А.Б. выдана лицензия серии БВ №051341 - регистрационный номер АСС-02-01111145 от 06.11.2002, разрешающая осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (л.д. 11).

В результате проверки предпринимателя Управлением на основании приказа №350 от 16.10.2006 «О проведении контрольных мероприятий», в соответствии с поступившей информацией об имеющихся признаках нарушения лицензионных требований и условий, составлен акт от 07.11.2006 №29/0460 внеплановой проверки субъекта, осуществляющего перевозку пассажиров, и выдано Предписание №29/0460 от 07.11.2006 с указанием предпринимателю устранить все одиннадцать выявленных нарушений в срок до 07.12.2006 (л.д. 23-24).

Арбитражным судом Республики Башкортостан решением от 22.11.2006 по делу №А07-25444/06 ИП Безруков А.Б. по обстоятельствам, установленным вышеназванной проверкой Управления, привлечен к административной ответственности по части 3 ст. 14.1. КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), с наложением административного наказания в виде штрафа в размере 1500 руб.  (л.д. 21-22).

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ (далее – Закон № 128-ФЗ)).

Согласно статье 13 Закона № 128-ФЗ (в редакции от 31.12.2005, действовавшей на момент спорных правоотношений) лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ). Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №637 от 30.10.2006, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (п.2). Аннулирование лицензии осуществляется в порядке, установленном Законом № 128-ФЗ (п. 17).

В силу ст. 6 Закона №128-ФЗ лицензирующий орган вправе обращаться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что материалами проверки подтверждены факты грубых нарушений предпринимателем условий лицензирования и отсутствие возможностей их исполнения, приостановление или аннулирование лицензии представляет собой специальную пресекательную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также законные интересы других лиц, поэтому при оценке тяжести допущенных лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий следует исходить из тяжести наступления возможных последствий для третьих лиц вследствие таких нарушений, подлежат отклонению.

Действовавшим в период спорных правоотношений законодательством предусматривалось два основания для аннулирования в судебном порядке лицензии: если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России; и (или) в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Вместе с тем, пунктом 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №637 от 30.10.2006, предусмотрено, что грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются: а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровья, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;  б) использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.

Управлением не представлено документальных доказательств установления в деятельности ИП Безрукова А.Б. при осуществлении лицензированной деятельности по перевозке пассажиров нарушений, повлекших за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России, на что обоснованно сослался в своем решении арбитражный суд первой инстанции. А наступление таких вредных последствий в будущем закон как основание для аннулирования лицензии не предусматривает. Наличие или отсутствие фактов неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий в силу абзаца первого пункта 1 ст. 13 Закона №128-ФЗ могло явиться основанием для лицензирующего органа приостанавливать действие лицензии, что в данном случае Управлением сделано не было.

Кроме того, ссылка Управления в апелляционной жалобе на наличие неоднократных, грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий является несостоятельной, поскольку ИП Безруков А.Б. впервые  привлекается к ответственности за такие нарушения. Управление обратилось в 2006 году в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности не по части 4 ст. 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), санкция которой предусматривает возможность административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток. Впервые проведя проверку деятельности ИП Безрукова А.Б. и составив по её результатам акт и требование от 07.11.2006 с установлением срока для исправления обнаруженных недостатков – до 07.12.2006, Управление уже 24.11.2006 обратилось с настоящим заявлением об аннулировании лицензии в арбитражный суд, что является нарушением законных прав и интересов индивидуального предпринимателя.

Протокол серии ААА №03104 от 17.01.2007 в отношении ИП Безрукова А.Б. об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ, за неисполнение требования от 07.11.2006 Управления отношения к настоящему делу не имеет, как доказательство вины предпринимателя по настоящему делу приниматься не может, поскольку отсутствовал на момент обращения Управления с заявлением в суд.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции является обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции                

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 февраля 2007г. по делу № А07-26608/2006-А-КРК оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья:                                     О.Б. Тимохин

Судьи:                                                      Ю.А. Кузнецов.

 

Т.А. Голубева.

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2007 по делу n А76-31162/2006. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также