Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2007 по делу n А34-8103/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А34-8103/2006

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-3099/2007

 

 

г. Челябинск

«13» июня 2007 г.                                     Дело № А34-8103/2006  

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе  председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Кузнецова Ю.А., Голубевой Т.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания  Табаринцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области на решение  Арбитражного суда Курганской  области от 16 февраля 2007 г. по делу № А34-8103/2006 (судья Г.Н. Зинченко), при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области – Спиридоновой А.Н. (доверенность № 01-69/2 от 09.01.2007), Борчаниновой С.Г. (доверенность № 01-04-69/602 от 18.04.2007), от государственного учреждения «Курганское управление сельскими лесами» - Суворовой Т.Г. (доверенность № 30 от 09.06.2007),

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение «Курганское управление сельскими лесами» (далее – заявитель, ГУ «КУСЛ», ГУ «Кургансельлес», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Курганской области о признании незаконным и отмене постановления №06-25/70-95 от 15.12.2006 заместителя главного государственного инспектора по контролю и надзору за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов и охране природы Управления Росприроднадзора по Курганской области (далее – административный орган, Управление Росприроднадзора, заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 16 февраля 2007 г. по делу № А34-8103/2006 заявление удовлетворено, постановление административного органа признано незаконным и отменено.

Управление Росприроднадзора по Курганской области не согласилось с решением арбитражного суда и обжаловало  его, указав, что суд неправильно применил нормы материального права.  Заявитель осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами на праве оперативного управления, то есть лесным фондом, являющимся федеральной собственностью. В соответствии со ст. 47 Лесного кодекса от 29.01.1997 №22-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится проведение мероприятий по противопожарному обустройству и профилактике лесных пожаров. Противопожарное обустройство лесов на закрепленной территории лесного фонда в соответствии с Уставом (п. 2.2.1) обязано проводить ГУ «Кургансельлес», которое также является и лесопользователем – в силу ст. 83 Лесного кодекса РФ лесопользователи обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах. Пункт 26 «а» Правил пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 09.09.1993 №886, обязывает лесхозы проводить в соответствии с утвержденными проектами противопожарное обустройство территории находящегося в их владении лесного фонда, содержать в течение пожароопасного сезона противопожарные объекты и технику в исправном состоянии. Необходимость наличия проектов противопожарного обустройства лесов (Генеральных планов), вытекает еще из ряда нормативных актов. Отсутствие таких планов образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ.

Судом применено понятие «противопожарное обустройство», приведенное в ст. 53 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ, которое включает строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных прощадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладке просек, противопожарных разрывов. То есть, суд применил закон, вступивший в законную силу после вынесения Управлением оспариваемого постановления и после принятия заявления ГУ «КУСЛ» об его оспаривании, поэтому не должен быть применен судом при рассмотрении данного дела.

По мнению Управления Росприроднадзора, вывод суда первой инстанции о несоответствии объективной стороны правонарушения, изложенной в протоколе об административном правонарушении, объективной стороне, указанной в оспариваемом постановлении, необоснован. Объективная сторона правонарушения выражается в бездействии ГУ «КУСЛ», нарушающем требования и правила пожарной безопасности в лесах, которые выявлены и зафиксированы в ходе проверки – актами по филиалам и обобщающим актом зафиксировано не только отсутствие проектов (Генеральных планов), но и бездействие заявителя по обеспечению требований пожарной безопасности. Это отсутствие наблюдательных вышек, отсутствие работ по созданию противопожарных барьеров, подъездов к водоемам, необеспеченность противопожарным оборудованием, техникой и другое.

ГУ «КУСЛ» отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель Учреждения в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил отклонить ее, поскольку решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, государственное учреждение «Курганское управление сельскими лесами» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1034500009290, поставлено на налоговый учет – ИНН 4501082555, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельством о постановке на учет юридического лица (л.д. 15, 66). Свою деятельность Учреждение осуществляет на основании Устава (47-54).

Из Устава ГУ «Кургансельлес» следует, что оно основано на праве оперативного управления, создано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2005 №362 «О передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений, расходовании и учете средств на представление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охраны, защиты и воспроизводства, а также распределения средств федерального бюджета, передаваемых в 2005 г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации в виде субвенций», и является правопреемником федерального государственного учреждения «Курганское управление сельскими лесами». Учреждение находится в ведомственном подчинении Департамента сельского хозяйства Курганской области, которое является его учредителем. Учреждение является юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, несет ответственность и выступает истцом и ответчиком в суде и Арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Учреждение имеет десять филиалов в виде сельских лесхозов.

В силу пункта 2.1. Устава Учреждение создано в целях осуществления полномочий, мероприятий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций в пределах выделенных субвенций. Для достижения этих целей Учреждение реализует в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие направления деятельности: участие в тушении пожаров в лесном фонде на территории Курганской области; разработка и выполнение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов; подготовка организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону; разработка ежегодного до начала пожароопасного сезона оперативных планов борьбы с лесными пожарами и представление их на утверждение Учредителю; разработка порядка привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных средств и других средств указанных организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров и представление из на утверждение Учредителю; создание на периоды высокой пожарной опасности в лесах лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан, организация их обучений; обеспечение строительства и ремонта дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов от пожаров; проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно пункта 2.27. Устава Учреждение обязано осуществлять действия по осуществлению каждого отдельного мероприятия, указанного в п. 2 настоящего Устава, в строгом соответствии с указаниями Учредителя. Учреждение осуществляет исполнение возложенных на него обязанностей в пределах выделенного на эти цели финансирования из бюджетов различных уровней.

Учреждение может создавать филиалы и открывать представительства на территории Курганской области с соблюдением требований законодательства Российской Федерацити. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени Учреждения, которое несет ответственность за их деятельность. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами (п.п. 6.1 и 6.2. Устава).

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области проведена плановая проверка ГУ «Кургансельлес». В результате проверки составлен Акт №000022 «06-20/52 от 08.09.2006 проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в котором имеется ссылка на период проведения такой проверки – с 14.06.2006 по 13.07.2006 в соответствии с приказом № 513 от 09.06.2006, и с 17.07.2006 по 08.09.2006 в соответствии с приказами № 632 от 06.07.2006 и №730 от 08.08.2006. Эти приказы Росприроднадзора в деле отсутствуют (л.д. 76-92).

08.09.2006 в отношении ГУ «Кургансельлес» составлен протокол №06-18/56 об административном правонарушении по ст. 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В данном протоколе имеется ссылка только на приказы Управления Росприроднадзора № 632 от 06.07.2006 и №730 от 08.08.2006 (л.д. 7-9, 73-75).

Из текста данного протокола следует, что у 8 филиалов ГУ «Кургансельлес»: Альменевского сельского лесхоза, Мишкинского сельского лесхоза, Шумихинского сельского лесхоза, Шадринского сельского лесхоза, Шатровского сельского лесхоза, Белозерского сельского лесхоза, Далматовского сельского лесхоза, Юргамышского сельского лесхоза отсутствуют генеральные планы противопожарного обустройства лесов, что является нарушением п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах РФ от 09.09.1993, и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании указанных Акта проверки и протокола Управлением Росприроднадзора в отношении Учреждения вынесено постановление №06-25/70-95 от 15.12.2006 о назначении административного наказания по ст. 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере двухсот минимальных размеров оплаты труда – 20000 руб. Из текста данного постановления усматривается вменение Учреждению иных, кроме п. 26 Правил, нарушений правил пожарной безопасности в лесах, отсутствующих в фабуле протокола об административном правонарушении.

Статья 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах с наложением административного штрафа на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Диспозиция данной статьи является отсылочной, поэтому правоотношения в этой области регулируются Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением от 09.09.1993 №886 Правительства Российской Федерации, в редакции Постановления Правительства РФ от 27.12.1994 №1428 (далее – Правила, ППБ).

Пункт 26 Правил содержится в разделе ХI «Требования к лесхозам», где в подпункте а) закреплено, что лесхозы обязаны проводить в соответствии с утвержденными проектами противопожарное обустройство территории находящегося в их владении лесного фонда, содержать в течение пожароопасного сезона противопожарные объекты и технику в исправном состоянии.

Вместе с тем, в разделе II Правил содержатся общие требования к предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам, где в подпункте «г»  пункта 7 указано, что они обязаны разрабатывать и по согласованию с лесхозами утверждать для каждого расположенного в лесу объекта планы противопожарных мероприятий и проводить их в установленные сроки.

Анализируя данный подзаконный акт, следует вывод, что при привлечении к административной ответственности ГУ «Кургансельлес» ссылка Управления Роспотребнадзора только на пункт 26 Правил является недостаточной, поскольку эта норма содержит требования пожарной безопасности именно к лесхозам, которые как филиалы юридического лица административной ответственности не несут. Привлечение же к такой ответственности юридического лица – в данном случае ГУ «Кургансельлес» возможно только при наличии ссылки на нарушение им подпункта г)  пункта 7 Правил.

В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2007 по делу n А76-32102/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также