Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2007 по делу n А76-1112/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/аА76-1112/2007 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-2256/2007 г. Челябинск 13 июня 2007 г. Дело № А76-1112/2007 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Митичева О.П., Тремасовой-Зиновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.03.2007 по делу №А76-1112/2007 (судья Т.Н. Васильева), при участии: от открытого акционерного общества «Челябинский завод железобетонных изделий №1» - Бердинской И.В. (доверенность от 28.12.2006), от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области Павлова М.А. (доверенность от 15.04.2005), УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество «Челябинский завод железобетонных изделий №1» (далее ОАО «ЧелЖБИ-1», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области (далее Управление Ростехнадзора) от 26.01.2007 о назначении административного наказания либо снижении размера штрафа до 20000 руб. Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.03.2007 требования общества удовлетворены, постановление Управления Ростехнадзора от 26.01.2007 признано незаконным и отменено. В апелляционной жалобе Управление Ростехнадзора просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что действующим законодательством природопользователям вменено в обязанность иметь установленные и согласованные нормативы предельных допустимых выбросов. Санкцией ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность только за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, однако под указанную санкцию не подпадает деяние, предусмотренное ст. ст. 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Вывод суда о наличии в деяниях общества административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21, а не ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным. ОАО «ЧелЖБИ-1» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также заявитель в отзыве пояснил, что объективную сторону совершенного обществом правонарушения образуют действия, нарушающие не общие, а специальные требования охраны атмосферного воздуха, предусмотренные ст. ст. 14 и 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Поэтому вменяемые обществу деяния - выбросы в атмосферу - в отсутствие соответствующего разрешения составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, считает, что решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.03.2007 подлежит отмене по следующим причинам. Как следует из материалов дела, на основании приказа от 17.08.2006 № 481(л.д. 23) о проверке соблюдения природоохранного законодательства в соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об экологической экспертизе» 30.08.2006 Управлением Ростехнадзора проведена плановая проверка деятельности общества. По результатам проверки составлен акт проверки от 30.08.2006 (л.д. 27-30). Управлением Ростехназора выдано предписание от 30.08.2006 (л.д. 31-33), согласно которому обществу предписывалось в срок до 01.01.2007 разработать и согласовать проект нормативов предельно допустимых выбросов (далее ПДВ) и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в связи с окончанием срока действия проекта и разрешения, выданных ранее (л.д. 24-26). 18.01.2007 Управлением Ростехнадзора проведена внеплановая проверка ОАО «ЧелЖБИ-1» по вопросу выполнения ранее выданного предписания от 30.08.2006. По результатам проверки 19.01.2007 составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 11-14), 26.01.2007 вынесено постановление о назначении административного наказания, согласно которому «ЧелЖБИ-1» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 700 минимальных размеров оплаты труда в сумме 70000 руб. (л.д. 7-10). Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из неправильной квалификации административным органом допущенных обществом правонарушений. Судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка заявителя на нарушение Управлением Ростехнадзора ч. 4 ст. 7, ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», поскольку Управлением Ростехнадзора проведена внеплановая проверка, предметом которой являлся контроль исполнения ранее выданного предписания, что соответствует положения ч. 5 ст. 7 названного Закона. В оспариваемом постановлении указано, что ОАО «ЧелЖБИ-1» привлечено к административной ответственности за нарушение положений ст. ст. 34, 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «об охране окружающей среды») и ст. ст. 12, 14 Федерального закона от 04.05.2002 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»), выразившихся в отсутствии проекта нормативов предельно допустимых выбросов и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Статья 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Статьями 22, 23, 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной или иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, действующим законодательством природопользователям вменено в обязанность иметь установленные и согласованные нормативы предельно допустимых выбросов. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при эксплуатации объектов хозяйственной или иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими нормами и правилами. В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» с целью обеспечения охраны атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. На организации, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ, возложена обязанность по разработке предельно допустимых выбросов вредного физического воздействия на атмосферный воздух и предоставлению органам, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства необходимой информации по вопросам охраны атмосферного воздуха, что прямо закреплено в ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Таким образом, обязанность по соблюдению вышеуказанных экологических требований законодательства в силу положения названных федеральных законов возлагается на организации, фактически осуществляющие эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. При этом административный орган вменяет правонарушителю несоблюдение установленных экологических норм, правил и требований при эксплуатации предприятий и сооружений, что влечет ответственность по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Состав ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. Под выбросом вредных веществ в атмосферный воздух понимается выброс химических и биологических веществ, либо смеси таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, без специального разрешения. Из анализа ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» следует, что загрязнение атмосферного воздуха означает поступление в него или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством экологические нормативы качества воздуха. Следовательно, событие данного правонарушения состоит в осуществлении выброса загрязняющих веществ в атмосферу без специального разрешения. Учитывая, что факты осуществления обществом непосредственно выбросов вредных веществ в атмосферу административным органом не были установлены, целью проверки являлся контроль по исполнению предписания от 30.08.2006, предписывающее обществу разработать и согласовать проект нормативов ПДВ и получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также то, что диспозицией ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не охватывается выброс вредных веществ при отсутствии проекта нормативов ПДВ, выводы суда первой инстанции о применении специальной нормы ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является ошибочным. Так как административный орган вменяет правонарушителю несоблюдение установленных экологических норм, правил и требований при эксплуатации предприятий и сооружений, заключающееся в невыполнении мероприятий, предшествующих деятельности, в процессе которой производится выброс загрязняющих веществ, квалификация данного правонарушения в соответствии со ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законной и обоснованной. На основании изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении требований заявителя следует отказать. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено. Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 марта 2007 г. по делу №А76-1112/2007 отменить. В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Челябинский завод железобетонных изделий №1» о признании незаконным и отмене постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области от 26.01.2007 о назначении административного наказания отказать. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Челябинской области. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий судья М.В. Чередникова Судьи: О.П. Митичев М.В. Тремасова-Зинова Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2007 по делу n А47-10494/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|