Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2007 по делу n А76-30096/2006. Отменить решение полностью и принять новый с/а

А76-30096/2006

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск

13 июня 2007 г.      Дело № А76-30096/2006-57-1271/59-110/57-195

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Кузнецова Ю.А., Голубевой Т.А., при ведении протокола  секретарем судебного заседания Табаринцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральская железная дорога» Челябинское отделение Локомотивное депо Челябинск на решение   Арбитражного суда  Челябинской области от 17 апреля 2007г.  по делу № А76-30096/2006-57-1271/59-110/57-195 (судья Г.С.Щукина), при участии: от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»  в лице филиала «Южно-Уральская железная дорога» Челябинское отделение Локомотивное депо Челябинск – Тереховой И.Г. (доверенность от 02.10.2006), от Государственного учреждения – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала №2 – Григорьевой Т.В. (доверенность № 27  от 29.12.2006),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральская железная дорога» Челябинское отделение Локомотивное депо Челябинск (далее – заявитель, общество, ОАО «РЖД») обратилось  в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением 31.10.2006, уточненным 16.04.2007, о признании недействительным требования №164/150 от 29.09.2006  Государственного учреждения – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала №2 (далее – ответчик, ФСС) об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени – в части взыскания недоимки по оплате учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам за счет средств предприятия в сумме 2080 руб., и пени с этой суммы за период с 01.04.2003 по 31.12.2005 в размере 4 руб. 04 коп., а также о признании недействительным решения №164/150 от 29.09.2006 ФСС о привлечении к ответственности по ст. 122 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в части взыскания штрафа в размере 416 руб. 

Решением  Арбитражного суда Челябинской области от 17 апреля 2007г. по настоящему делу обществу в удовлетворении требований отказано. 

В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» просит решение суда отменить и удовлетворить требования в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что общество не согласно на начисление страховых взносов по позиции выплат – оплата учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам за счет средств предприятия, а, следовательно, на уплату штрафа с данной суммы в размере 416 руб., а также пени в суммы 2080 руб. за период с 01.04.2003 по 31.12.2005 в размере 4 руб. 04 коп. в сумме 2080 руб. В соответствии с п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ, №184 от 02.03.2000 определено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников. Понятие оплаты труда дано в ст. 129 Трудового кодекса РФ, действовавшим на период проверки и в период начисления взносов, а именно: это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами. Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, должности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного характера. Согласно ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. В силу ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного страхования» определено, что виды выплат, на которые начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. ФСС ссылается на то, что спорная сумма является страховым взносом на выплаты компенсационного характера, которые не вошли в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 №765, а потому на них следовало начислять страховые взносы. Действующим законодательством, однако, не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в ФСС являются любые доходы. Основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат. Следовательно, Перечень устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическим лицом, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы. Предоставляемые работодателями своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в ФСС, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников за выполнение ими работы. Но, данный случай – не вознаграждение за определенный трудовой результат, а согласно ст. 213 ТК РФ, обязанность работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходить предварительные медицинские осмотры. В рассматриваемом случае это предварительные медицинские осмотры, которые проходят работники при поступлении на работу впервые. Суммы, оплаченные гражданам в медицинское учреждение при прохождении медицинских осмотров при поступлении на работу и, впоследствии возмещенные работодателем, данными лицами, являющимися уже работниками, не являются оплатой за трудовой результат, а, следовательно, не должны включаться в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Государственное учреждение – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала №2  отзывом  от 05.06.2007 отклонило  доводы, изложенные в апелляционной жалобе общества.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» создано в сентябре 2003 г., о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1037739877295, встало на налоговый учет в Межрайонной инспекции ФНС России №39 по г. Москве. Это видно из Устава ОАО «РЖД» от 2003 г. (л.д. 18-21), а также свидетельства о государственной регистрации юридического лица и Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (л.д. 14-17).

В ходе проверки общества (Локомотивное депо Челябинск Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги – филиал ОАО «РЖД»), проведенной ФСС на основании решения о проведении документальной выездной проверки страхователя №143 от 11.07.2006,  по состоянию на 16.08.2006  установлено занижение фонда оплаты труда в общей сумме 393586 рублей, доначислено взносов за период с 01.04.2003  по 31.12.2005 всего 2755 руб. начислен штраф  по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 20 % от доначисленной суммы страховых взносов в сумме 551 руб., а также доначислена пени в сумме 2813 руб. за период с 01.04.2003 по 31.12.2005. Это следует из акта №150 от 16.08.2006 документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (л.д. 22-44, 6-8, 92).

ФСС выставило обществу требование от 29.09.2006 №164/150 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени на указанные суммы  (л.д. 10).

29.09.2006 за №164/150 ФСС принято решение о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ заявителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в виде штрафа на сумму 551 руб. (л.д. 11).

При этом, заявитель направлял ответчику протокол разногласий от 08.09.2006 разногласий по акту №150, которым не соглашался с начислением страховых взносов на суммы, выплачиваемые работникам по оплате учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам за счет средств предприятия (л.д. 94-95). Протоколом от 25.09.2006  рассмотрения акта разногласий от 08.09.2006 решено, что по п.1 (оплата учреждениями здравоохранения услуг, оказываемым работникам за счет средств предприятия на сумму 297212 руб., что составило страховой взнос 2080 руб.) акта документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возражения страхователя признать необоснованными (л.д. 93).

Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (статья 129 Трудового кодекса РФ).

Статьей 20 Федерального закона Российской Федерации «Об основах обязательного социального страхования» №165-ФЗ от 16.07.1999 (далее – ФЗ №165-ФЗ) установлено, что расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем (п. 1 ст. 9 ФЗ №165-ФЗ).

Согласно пункту 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 11.12.2003 №754, от 11.04.2005 №207) – далее Правила, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников.

В силу пункта 4 Правил, страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 №765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.

В числе выплат, предусмотренных вышеуказанным Перечнем, компенсации медицинских услуг гражданам, проходящим медицинский осмотр при поступлении на работу, которые еще не являются работниками, не значатся.

Довод подателя апелляционной жалобы о том, что такие выплаты - не вознаграждение за определенный трудовой результат, а согласно ст. 213 ТК РФ, обязанность работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходить предварительные медицинские осмотры, то есть они не являются оплатой за трудовой результат, а, следовательно, не должны включаться в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является обоснованным.

Суммы, оплаченные гражданам в медицинское учреждение при прохождении обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и, впоследствии возмещенные работодателем, не являются выплатами физическим лицам в смысле заработной платы (доходов), а относятся на расходы работодателя в рамках трудовых правоотношений.

Рассматривая данные правоотношения в сфере обязательного социального страхования в системной взаимосвязи с положениями налогового законодательства Российской Федерации, следует, что при исчислении единого социального налога не подлежат налогообложению расходы по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (статьи 212 и 213), законами и иными нормативными правовыми актами, включая медицинские осмотры работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта ( ст. 238 Налогового кодекса РФ).

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обязанности страхователя включить данные выплаты в облагаемую базу при начислении страховых взносов, является ошибочным, а его решение – подлежащим отмене.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с требованиями

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2007 по делу n А47-11090/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также