Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2007 по делу n А76-15898/2006. Отменить решение полностью и принять новый с/аА76-15898/2006 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ №18АП-329/2007 г. Челябинск июня 2007 г. Дело № А76-15898/2006 Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2007г. Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2007г. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Махровой Н.В., судей Логиновских Л.Л., Рачкова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Иващенко Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» к субъекту РФ Челябинской области в лице Министерства промышленности и природных ресурсов, администрации Нагайбакского муниципального района, Министерству финансов Челябинской области, Финансовому управлению Нагайбакского муниципального района, третье лицо - муниципальное учреждение «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Нагайбакского района» (далее - МУ «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Нагайбакского района») о взыскании 1774418 руб. 49 коп., при участии: от ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Русаковой Е.В. (доверенность от 01.06.2005), от Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области Майер Ю.А. (доверенность от 28.12.2006), от Министерства финансов Челябинской области Руденко Г.П. (доверенность от 09.01.2007), УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество «Магнитогорский металлургический комбинат» (далее ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением о взыскании 1774418 руб. 49 коп. в порядке субсидиарной ответственности с Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области и Министерства финансов Челябинской области. Решением суда первой инстанции от 12 декабря 2006 г. в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2007 решение суда от 12.12.2006 отменено на основании п.4 ч.4 ст. 270 АПК РФ. К участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Нагайбакского муниципального района. Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Финансовое управление Нагайбакского муниципального района. Ответчики (Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области и Министерство Финансов Челябинской области) исковые требования не признали, поскольку должник Нагайбакское управление сельского хозяйства и продовольствия является муниципальным учреждением и финансируется не из областного, а из местного бюджета. Ответчик (администрация Нагайбакского муниципального района) исковые требования не признал, поскольку главным распорядителем бюджетных средств является Финансовое управление Нагайбакского района. Ответчик (Финансовое управление Нагайбакского муниципального района Челябинской области) исковые требования не признал, поскольку считает, что собственником имущества учреждения должника продолжала оставаться Челябинская область, поэтому муниципальное образование не должно нести субсидиарной ответственности по обязательствам Управления сельского хозяйства. Третье лицо (МУ «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Нагайбакского района»), извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, явку своего представителя не обеспечило. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156 АК РФ. Заслушав представителей истца и ответчиков, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что требования истца подлежат удовлетворению. Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Челябинской области от 06.04.2004 по делу №А76-372/2004-24-138 утверждено мировое соглашение, заключенное между ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и Нагайбакским управлением сельского хозяйства и продовольствия (т.1, л.д. 13-14). В связи с неисполнением ответчиком мирового соглашения Арбитражным судом Челябинской области выдан исполнительный лист №028823 (т.1, л.д. 15). В ходе проведения исполнительных действий выявилось отсутствие у должника денежных средств и имущества (т.1 , л.д.16-27). Постановлением главы Нагайбакского района от 14.07.2003 №435 в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области №102 от 21.03.2003 «О признании утратившим силу постановления Губернатора Челябинской области от 15.05.2003 №189» и приказом начальника Главного управления Челябинской области №127 от 11.06.2003 «О мероприятиях, вытекающих из постановления Губернатора Челябинской области №127 от 11.06.2003 №103» реорганизовано районное управление сельского хозяйства и продовольствия в муниципальное учреждение «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Нагайбакского района» с 14.07.2003, утверждено положение об Управлении сельского хозяйства продовольствия администрации Нагайбакского района. Согласно положению об Управлении муниципальное учреждение «Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Нагайбакского района» является муниципальным учреждением. Расходы на содержание аппарата управления производятся за счет средств бюджета Нагайбакского района в пределах утвержденной сметы расходов. В силу ч.2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Из материалов дела следует, что на момент предъявления данного иска Управление сельского хозяйства и продовольствия находилось в муниципальной собственности Нагайбакского района. После регистрации Управления финансирование учреждения из областного бюджета было прекращено, с 2003 г. и по настоящее время учреждение финансируется исключительно из местного бюджета. Решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 29.11.2006 №105 утвержден бюджет Нагайбакского муниципального района на 2007 год (т.3, л.д. 66). В разделе «Ведомство 003» указано Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Нагайбакского района, сумма расходов 236,5 тыс. рублей (л.д.73). При таких обстоятельствах субсидиарным должником по обязательству из договора от 18.04.2000 №86450 за поставленные горюче-смазочные материалы является Нагайбакский муниципальный район. Не может быть возложена субсидиарная ответственность на бывшего собственника учреждения Нагайбакское управление сельского хозяйства и продовольствия, поскольку на момент рассмотрения спора в арбитражном суде учреждение должника находится в муниципальной собственности. Согласно абз. 1,2 п.7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №21 « О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса РФ» при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ. Главный распорядитель средств субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. (п.1 ст. 158 БК РФ). Постановлением Главы Нагайбакского муниципального района от 22.09.2006 №356 утвержден перечень распорядителей средств районного бюджета, в который под кодом ведомства 003 включено МУ Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Нагайбакского муниципального района (т.3, л.д. 27-28). Вышеуказанное постановление изменено постановлением Главы Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 30.01.2007 №25 только в части кода ведомства -524 (т.3, л.д. 25-26). Из ведомственной структуры расходов бюджета Нагайбакского муниципального района на 2007 год (приложение №6 к решению Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от 29.11.2006 №105 (т.3, л.д. 72) следует, что Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Нагайбакского района не имеет подведомственных учреждений, бюджетные средства ему выделены только на содержание центрального аппарата (вид расхода «005 Центральный аппарат» согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 №168н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»). Таким образом, по смыслу п.1 ст. 158 БК РФ, Управление сельского хозяйства и продовольствия не является по отношению к себе, как основному должнику, главным распорядителем средств местного бюджета. Абзацем 3 п.1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 « О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус ( в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) соответствующий финансовый орган публично-правового образования. При таких обстоятельствах, при недостаточности денежных средств муниципального учреждения «Управление сельского хозяйства и продовольствия Нагайбакского района», задолженность по договору от 18.04.2000 №86450 (определение Арбитражного суда Челябинской области об утверждении мирового соглашения от 06.04.2004 № А76-372/04) подлежит взысканию с собственника имущества муниципального образования Нагайбакского муниципального района Челябинской области, за счет казны в лице финансового управления Нагайбакского муниципального района. В иске к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области и Министерству финансов Челябинской области следует отказать, так как Челябинская область не является собственником имущества основного должника. Также не подлежит взысканию задолженность с ответчика (дминистрации Нагайбакского муниципального района), так как он не является главным распорядителем средств местного бюджета. Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: взыскать с муниципального образования Нагайбакский район за счет казны в лице Финансового управления Нагайбакского муниципального района Челябинской области 1774418 руб. 49 коп. долга и 21372 руб. в возмещение расходов по госпошлине. В иске к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области, Администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области отказать. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий судья Н.В. Махрова Судьи Л.Л. Логиновских В.В. Рачков Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2007 по делу n А76-31547/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|