Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2007 по делу n А47-10472/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-879/2007 г.Челябинск 10 апреля 2007 г. Дело № А47-10472/2006АК-30 Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2007 г. Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2007 г. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бояршиновой Е.В., судей Серковой З.Н., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ветховой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.12.2006 (резолютивная часть объявлена 05.12.2006) по делу № А47-10472/2006АК-30 (судья Вернигорова О.А.), с участием от общества с ограниченной ответственностью «Оренсал» - Козловой С.А. (доверенность от 20.12.2006 № 41), от подателя апелляционной жалобы – Ситниковой Л.И. (доверенность от 22.03.2007 № 05/2549), Мироновой Н.А. (доверенность от 22.03.2007), Хвалевой Л.А. (доверенность от 22.03.2007 № 05/2551),
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Оренсал» (далее по тексту – общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее по тексту – налоговый орган, инспекция) с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 19.09.2006 № 09-26/130/9188 в части отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС), уплаченного за услуги по транспортировке и переработке природного газа, а также продуктов переработки, в размере 30 970 008 руб. Определением арбитражного суда первой инстанции от 18.10.2006 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Оренбурггазпром» (далее по тексту – ООО «Оренбурггазпром»). Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12.12.2006 (резолютивная часть объявлена 05.12.2006) требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Мотивируя принятое решение, арбитражный суд первой инстанции указал, что работы, выполненные ООО «Оренбурггазпром» и ОАО «Газпром», носили характер обычной хозяйственной деятельности и приобретались заявителем для дальнейшей перепродажи на экспорт; полученные от заявителя продавцами работ суммы НДС уплачены последними в бюджет, что свидетельствует о сохранении баланса частных и публичных интересов. Не согласившись с вынесенным решением, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить ввиду его незаконности и необоснованности. В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указал, что в соответствии с нормой абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Кодекс) работы (услуги) по переработке товаров, выполненные подрядчиками заявителя, должны облагатьс НДС по ставке 0 %, при этом указанная ставка по своей правовой природе не является налоговой льготой, поэтому применение установленной ставки является не правом, а обязанностью подрядчиков заявителя. В связи с указанным счета-фактуры, представленные обществом в доказательство правомерности применения налоговых вычетов при исчислении НДС, в которых указана ставка НДС в размере 18 %, оформлены с нарушением норм Кодекса и не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету. В судебном заседании представители налогового органа доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали. Налогоплательщик с доводами подателя апелляционной жалобы не согласился, указав в отзыве на жалобу, что действие нормы абзаца второго подпункта 2 статьи 164 Кодекса не распространяется на подрядчиков ООО «Оренбурггазпром» и ОАО «Газпром»; сумма НДС, уплаченная обществом подрядчикам в составе стоимости оказанных услуг, уплачена подрядчиками в бюджет; общество выполнило требования, установленные Кодексом для применения налоговых вычетов при исчислении НДС. В судебном заседании представитель общества доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал. Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 27.03.2007 до 03.04.2007 17 часов 30 минут. Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена проверка обоснованности применения обществом налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов на основе представленных обществом основной и уточненной налоговых деклараций по НДС по налоговой ставке 0 % за май 2006 года (т.1, л.д.47-100). По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 19.09.2006 № 09-26/130/9188 (т.1, л.д.21-35), которым применение обществом налоговой ставки 0 % по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 181 010 537 руб. признано обоснованным и необоснованным - в сумме 809 руб. Также указанным решением обществу отказано в возмещении НДС в размере 30 970 008 руб., уплаченного за услуги по транспортировке и переработке природного газа, а также продуктов переработки, а также НДС в размере 106 руб., уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для перепродажи на экспорт. Основанием отказа в возмещении НДС в размере 30 970 008 руб. послужили следующие обстоятельства. Между налогоплательщиком (исполнитель) и компанией BRADLEY ENTERPRISES LIMITED (Остров Мэн) (заказчик) заключены договоры от 15.11.2005 №№ 224 (т.1, л.д.165-178), 225 (т.2, л.д.24-39), 226 (т.2, л.д.84-97) на переработку природного отсепарированного газа Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения на газоперерабатывающем заводе ООО «Оренбурггазпром», а также договоры от 15.11.2005 №№ 230 (т.2, л.д.137-145), 231 (т.2, л.д.157-166) на транспортировку указанного газа и продуктов его переработки до границы Российской Федерации и Республики Казахстан. Ввоз газа природного газообразного (сырого) осуществлен в таможенном режиме переработки на таможенной территории Российской Федерации, что следует из имеющихся в материалах дела грузовых таможенных деклараций (т.2) по названным договорам. Вывоз сухого отбензиненного газа, полученного в результате переработки, осуществлен также в таможенном режиме переработки. В материалах дела имеются разрешения таможенного органа на переработку товаров на таможенной территории (т.2), выданные заявителю. Также заявителем в материалы дела представлены заключенные им с ООО «Оренбурггазпром» договор подряда от 05.04.2001 № 722-10 (т.1, л.д.146-153), согласно которому ООО «Оренбурггазпром» выполнило работу по транспортировке по своим трубопроводам от границы Республики Казахстан и Российской Федерации до собственного газоперерабатывающего завода природного отсепарированного газа Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения, договоры от 09.09.1998 № 1018-10 (т.1, л.д.101-112), от 27.12.2000 г. № 2223-10 (т.1, л.д.114-124), от 25.01.2002 № 134-10 (т.1, л.д.125-145), по которым ООО «Оренбурггазпром» выполнило работы по транспортировке и переработке указанного газа на собственном газоперерабатывающем и гелиевом заводах и передало полученный после переработки сухой газ. Кроме того, налогоплательщик заключил с ОАО «Газпром» договор от 27.12.2005 № 19НПтр/к-2006 на оказание услуг по организации транспортировки газа по территории России (т.1, л.д. 154-163), по условиям которого подрядчик организовал транспортировку сухого отбензиненного газа от газоперерабатывающего и гелиевого заводов ООО «Оренбурггазпром» в режиме переработки на таможенной территории Российской Федерации. Во исполнение названных договоров подряда подрядчики выставили заявителю счета-фактуры с указанием НДС в размере 18 %. На основании указанных документов инспекцией сделан вывод о несоответствии счетов-фактур, выставленных налогоплательщику подрядчиками - ООО «Оренбурггазпром» и ОАО «Газпром», требованиям Кодекса в силу того, что названные поставщики указали в счетах-фактурах ставку НДС в размере 18 %, в то время как, по мнению налогового органа, данная ставка должна равняться 0 %. Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения арбитражного суда первой инстанции в силу следующего. В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 % при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса (подпункт 1), работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 названного пункта (подпункт 2). При этом законодателем указано, что положение подпункта 2 распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории. Арбитражный суд апелляционной инстанции считает верным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что указанные нормы не распространяются на поставщиков заявителя. Так, из буквального толкования изложенной нормы подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса следует, что в части установления ставки НДС 0 % для работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров, данная норма распространяется только на организации, являющиеся контрагентами иностранных компаний и получившие разрешение таможенного органа на переработку товаров на таможенной территории. В рассматриваемом случае такой организацией является заявитель. Отношения между налогоплательщиком, с одной стороны, и ООО «Оренбурггазпром» и ОАО «Газпром», с другой, являются обычной хозяйственной деятельностью контрагентов, имеющей длительный характер и осуществляемой на основании договоров подряда и возмездного оказания услуг. При этом арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что договоры с ООО «Оренбурггазпром» заключены заявителем задолго до заключения договоров с иностранным контрагентом, а следовательно, предназначены для выполнения (оказания) оговоренных в них работ (услуг) по транспортировке и переработке газа не только во исполнение заявителем условий названного выше внешнеэкономического контракта. Кроме того, в Определении от 19.01.2005 № 41-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Оренсал» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что поскольку пункт 1 статьи 164 Кодекса предусматривает освобождение от налогообложения, то есть налоговую льготу, его положения не подлежат расширительному толкованию. Необоснованной является ссылка инспекции на пункт 9 договора подряда от 27.12.2000 № 2223-10, заключенного налогоплательщиком с ООО «Оренбурггазпром», так как указанный пункт исключен из договора соглашением к нему от 20.04.2001 № 1 (т.1, л.д.119). Также из объяснений налогоплательщика следует, что полученный от заявителя по выставленным счетам-фактурам НДС ООО «Оренбурггазпром» и ОАО «Газпром» уплатили в бюджет, что не отрицается налоговым органом. Таким образом, действиями заявителя и поставщиков интересы бюджета не ущемлены. В соответствии со статьей 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные указанной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации. Статьей 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Кодекса. На какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении заявителем указанных требований, установленных Кодексом для применения налоговых вычетов при исчислении НДС, кроме указанного выше, инспекция не сослалась. На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции - отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению не подлежат. В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налогового органа подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе. Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.12.2006 по делу № А47-10472/2006АК-30 оставить без изменений, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области – без удовлетворения. Взыскать за счет бюджетных средств с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области государственную пошлину в федеральный бюджет по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Уральского округа через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий судья Е.В.Бояршинова Судьи З.Н.Серкова М.В.Чередникова
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2007 по делу n А47-8490/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|