Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2008 по делу n А76-27346/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

 

       ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-2913/2008

г. Челябинск

19 июня 2008 г.

             Дело № А76-27346/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Пивоваровой Л.В., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кургановой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала № 3 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 марта 2008 по делу № А76-27346/2007 (судья Ваганова В.В.), при участии от закрытого акционерного общества «Монтажное управление № 3» дочернее общество открытое акционерное общество «Электроуралмонтаж» - Берсенева А.П. (доверенность от 06.02.2008 № 206), от государственного учреждения – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала № 3 – Мелентьевой Л.Н. (доверенность от 28.12.2007 № 33)

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Монтажное управление № 3» дочернее общество открытое акционерное общество «Электроуралмонтаж» (далее – ЗАО «Монтажное управление № 3», общество, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании частично недействительным решения государственного учреждения – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала № 3 (далее – ГУ ЧРО ФСС РФ, фонд социального страхования, заинтересованное лицо,) от 05.09.2007 № 122 о непринятия к зачету  расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на целя обязательного социального страхования.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.03.2008 по делу № А76-27346/2007 заявленные требования ЗАО «Монтажное управление № 3» удовлетворены, решение ГУ ЧРО ФСС РФ от 05.09.2007 № 122 в обжалуемой части признано недействительным.

С решением арбитражного суда первой инстанции, не согласилось ГУ ЧРО ФСС РФ, подав апелляционную жалобу на указанный судебный акт от 25.03.2008.

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2008 года, апелляционная жалоба фонда социального страхования была оставлена без движения. По устранению подателем апелляционной жалобы обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2008 года, апелляционная жалоба принята к производству Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом.      

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заинтересованное лицо указывает на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, в связи с этим, решение суда первой инстанции подлежит отмене. В частности ссылается на неправильное применение арбитражным судом пункта 4 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 № 213 (далее – Положение) и письма Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.02.2004 № 02-18/07-1202, учитывая оплату за сверхурочную работу при расчете пособий, работодатель обязан учитывать время сверхурочной работы. В связи с тем, что у заявителя установлен 8-ми часовой рабочий день и пятидневная рабочая неделя, то часы за сверхурочную работу необходимо было перевести в дни и прибавить их к количеству дней, на которые делится заработок.

Заявитель отзывом отклонил доводы апелляционной жалобы, просит оставить решение арбитражного суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, считает что, исходя из пункта 8 Положения во всех случаях, кроме применения суммированного учета рабочего времени, для определения среднего заработка используется средний дневной заработок, который исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. При этом, ссылка на продолжительность рабочего дня в пункте 8 Положения отсутствует. Следовательно, при расчете среднего дневного заработка сумма фактически начисленной  за расчетный период заработанной платы подлежит делению на количество фактически отработанных в этот период дней независимо от продолжительности рабочего дня. Применяемый Фондом социального страхования порядок расчета среднего дневного заработка при привлечении работников к сверхурочной работе фактически подменяет понятие «количество фактически отработанных работниками в расчетный период дней» понятием «количество фактически отработанных в расчетный период смен, исходя из продолжительности смены 8 часов». В связи с неправильным толкованием пункта 8 Положения, Фондом социального страхования неправильно избран метод расчета среднего дневного заработка, в результате чего, обществу необоснованно отказано в принятии  к зачету расходов, произведенных на выплату пособия  по временной нетрудоспособности в сумме 68.359 руб. 36 коп.

В судебном заседании 19 июня 2008 представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. 

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования в отношении  ЗАО «Монтажное управление № 3» была проведена документальная проверка по вопросам правильности расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных обществом - плательщиком единого социального налога (далее - ЕСН). В ходе проверки установлен факт неверного исчисления обществом среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности, в результате чего, по мнению Фонда социального страхования, расходы на обязательное социальное страхование обществом завышены.

Результаты проверки отражены в акте от 17.07.2007 № 78 С/С с учетом изменений к указанному акту от 17.08.2007 № 78 С/С (л.д.10-22). На основании акта проверки с учетом возражений к нему Фондом социального страхования вынесено решение от 05.09.2007 № 122 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в сумме 70.375 руб. 03 коп. (л.д.7-9).

ЗАО «Монтажное управление № 3» не согласившись с указанным решением Фонда социального страхования в части непринятия к зачету расходов, произведенных с нарушением требований законодательства, на выплату пособий по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности на сумму 68.359 руб. 36 коп., обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для непринятия к зачету произведенных обществом расходов на цели обязательного социального страхования в сумме 68.359 руб. 36 коп.

Вывод арбитражного суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» (далее - Федеральный закон от 08.12.2003 № 166-ФЗ), в 2004 г. пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

Действие статьи 8 Федерального закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ продлено на 2005 год Федеральным законом от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год».

Во исполнение предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации Постановлением от 11.04.2003 № 213 утвердило «Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее - Положение), которым, в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), определяется порядок исчисления среднего заработка.

Виды выплат, учитываемые при расчете среднего заработка, приведены в статье 2 Положения.

В силу пункта 3 Положения расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени.

В соответствии с абзацем 3 статьи 139 ТК РФ при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

В соответствии со статьями 91 и 100 ТК РФ учет фактически отработанного времени осуществляется работодателями на основании Инструкции по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26 (с изменениями от 05.01.2004), а механизм расчета среднего заработка регулируется пунктами 8 и 13 Положения.

Во всех случаях, кроме применения суммированного учета рабочего времени, для определения среднего заработка используется средний дневной заработок, который исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней (пункт 8 Положения). При определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используется средний часовой заработок, который исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этот период (статья 13 Положения).

Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам рассчитываются только из заработка по основному месту работы, в порядке, установленном пунктами 8 и 13 Положения.

Из представленных заявителем в дело документов: табель учета рабочего времени за сентябрь 2006, октябрь 2006, ноябрь 2006,март 2004,апрель 2004; расчет среднего заработка за 2005 г., 2006 г.; табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы  за периоды с 01.07.2004 по 30.07.2007, с 01.09.2006 по 30.09.2006; приказы «О работе в выходные дни и сверхурочное время» от 11.02.2004 № 23, от 23.04.2004 № 47, от 14.07.2006 № 131; - следует, что  в течение всего проверяемого периода 2004 г. – 2006 г. обществом применялась общая система учета рабочего времени, то есть у работников восьми часовой день, привлечение к сверхурочной работе производится с письменного согласия работников на основании приказов руководителя, учет сверхурочной работы ведется в табелях учета рабочего времени, что соответствует требованиям трудового законодательства (ст. 99 ТК РФ), учет ведется в днях, а не посменно и при определении среднего дневного заработка и определении количества фактически отработанных в расчетном периоде дней обществом учитывались дни, отработанные работниками сверхурочно в выходные и праздничные дни, то есть оплата труда за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и праздничные дни, производилась (в проверяемый период) в повышенном размере в соответствии со статьями 152, 153 ТК РФ.

Из возражений к акту проверки от 17.07.2007 № 78 следует, что Коллективным договором, суммированный учет рабочего времени не вводился, правилами внутреннего трудового распорядка установлено, что «режим рабочего времени соответствует рабочей недели: пять дней и два выходных дня. Продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю».

Материалами дела подтверждено, что количество часов рабочего времени в представленных обществом табелях и графиках соответствует установленной трудовым законодательством норме рабочего времени. Заинтересованным лицом не доказано превышение годовой нормы часов по представленным обществом табелям и графикам (ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Всесторонне, полно и объективно оценив представленные в дело документы, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что общество обоснованно рассчитывало средний заработок для исчисления пособий путем деления фактической заработной платы на фактически отработанные работниками дни (как это предусмотрено пунктом 8 Положения). Заинтересованным лицом избран неправильный метод расчета среднего дневного заработка, при определении которого учтена заработная плата за сверхурочную работу, но в фактически отработанном в расчетном периоде времени, не учтено время фактически отработанное сверхурочно.

 Из материалов дела следует, что общество ведет учет рабочего времени в днях, а не посменно. При определении обществом среднего дневного заработка часы сверхурочной работы дополнительно не переводятся в дни работы, исходя из восьми часового рабочего дня, то есть если работник отработал в течение рабочего дня не восемь часов, а привлекался к сверхурочной работе и общая продолжительность рабочего дня у него составила десять часов, то фактически отработанным днем будет один день, а в случаях, когда работник привлекался для выполнения сверхурочной работы в выходные и праздничные дни, при расчете среднего дневного заработка и при определении  количества фактически отработанных в расчетном периоде дней  обществом учитывались дни, отработанные работниками сверхурочно в выходные и праздничные дни.

Из вышесказанного следует, что неправильно истолковав норму закона  (пункта 8 Положения) Фонд социального страхования сделал неправильные расчеты среднего дневного заработка, в результате чего обществу необоснованно отказано  в принятии к зачету  расходов, произведенных на выплату пособия по временной нетрудоспособности в сумме 68.359 руб. 36 коп.

Доводы заинтересованного лица основаны  на ошибочном  толковании  действующего законодательства, а потому отклоняются  арбитражным судом апелляционной инстанции. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения  апелляционной жалобы  не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке частей 3, 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

         Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л :

 решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 марта 2008 года по делу № А76-27346/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала № 3 - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.

  Председательствующий судья                                           М.Б. Малышев

Судьи:                                                                                 Л.В. Пивоварова 

                                                                                   М.В. Чередникова

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2008 по делу n А07-18924/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также