Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2008 по делу n А76-1252/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-3123/2008 г. Челябинск 05 мая 2008 г. Дело № А76-1252/2008 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Пивоваровой Л.В., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кургановой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Магнитогорска Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 апреля 2008 по делу № А76-1252/2008 (судья Костылев И.В.), при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Магнитогорска Карагаевой Г.С. (доверенность от 02.05.2008), от открытого акционерного общества «Магнитогорскмежрайгаз» Оглезневой Е.Г. (доверенность от 29.12.2007) УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество «Магнитогорскмежрайгаз» (далее – ОАО «Магнитогорскмежрайгаз», общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Магнитогорска (далее – Инспекция ФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска, налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо,) процентов на сумму излишне взысканных налогов и пеней на сумму 94.913 руб. 94 коп. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04 апреля 2008 года по делу № А76-1252/2008 заявленные требования ОАО «Магнитогорскмежрайгаз» удовлетворены. С решением арбитражного суда первой инстанции не согласился налоговый орган, подав апелляционную жалобу на указанный судебный акт от 04.04.2008. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, налоговый орган указывает на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, в связи с этим, решение суда первой инстанции подлежит отмене. В частности ссылается на то, что ОАО «Магниторгорскмежрайгаз» является должником по налогам и все излишне удержанные суммы налогов, пеней по заявлениям налогоплательщика, в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), засчитывались в счет уплаты задолженностей по налогам при наличии по ним недоимки, в вязи с чем, у налогоплательщика не возникает права на начисление процентов (т.д.2, л.д. 132-133). Заявитель отзывом отклонил доводы апелляционной жалобы, указав на то, что выводы арбитражного суда сделаны в соответствие с обстоятельствами дела. Налоговым органом были выставлены инкассовые поручения на расчетный счет налогоплательщика и взысканы суммы пеней, которые предлагалось уплатить по требованиям налогового органа, выставленным в адрес налогоплательщика. Указанные требования в части доначисления пеней были признаны судебными актами (вступившими в законную силу), недействительными, в связи с этим, суммы пеней, списанные со счета налогоплательщика, являются излишне взысканными. В силу пунктов 5, 9 статьи 79 НК РФ, суммы пеней излишне взысканные налоговым органом подлежат возврату с начислением на нее процентов (т.д. 2, л.д.142-143). В судебном заседании 05.06.2008 представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска в адрес ОАО «Магнитогорскмежрайгаз» были выставлены требования об уплате налога: № 2802 по состоянию на 13.06.2006; № 1437 по состоянию на 11.04.2006; № 207 по состоянию на 06.02.2006, которыми предлагалось налогоплательщику в установленные сроки в добровольном порядке погасить задолженность по налогам и пене за 2006 г. (т.д.1, л.д. 11-12, 44-45, 74-75). Налоговым органом на расчетный счет налогоплательщика были выставлены инкассовые поручения: на сумму 112.841 руб. 37 коп. – по требованию № 2802 от 13.16.2006; на сумму 327.130 руб. 53 коп. – по требованию № 1437 от 11.04.2006; на сумму 210.486 руб. 66 коп. – по требованию № 207 от 06.02.2006 (т.д.1, л.д. 15-30, 48-61, 79-93). Общество, не согласившись с указанными требованиями, обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными требований в части доначисления пеней. Решениями арбитражного суда и Постановлениями Федерального арбитражного суда Уральского округа указанные требования налогового органа признаны недействительными в части доначисления обществу пеней (т.д. 1, л.д. 37-43; 68-73; 101-115). Руководствуясь пунктами 1, 9 статьи 79 НК РФ, а также судебными актами, вступившими в законную силу, Инспекция ФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска провела зачет сумм излишне взысканных пеней в счет погашения задолженностей по налогам и сборам, о чем известила налогоплательщика (т.д.1, л.д. 116-140). Общество, посчитав, что суммы, излишне взысканных пеней налоговым органом, подлежат возврату (зачету) с начисленными на неё процентами, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Принимая решение об удовлетворении требований заявителя в части взыскания процентов на суммы несвоевременно возвращенных излишне взысканных сумм пеней, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из того, что интересы налогоплательщика должны обеспечиваться компенсацией государством потерь, возникающих у него в связи с незаконным изъятием у них денежных средств. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов. Согласно подпункту 7 пункта 1 статье 32 НК РФ налоговый орган обязан осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. В силу пункта 4 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В Определении от 27.12.2005 № 503-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статьи 52, 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом. Следовательно, нормы, содержащиеся в абзаце 1 пункте 4 статьи 79 НК РФ, предполагают обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами. Таким образом, выплата налогоплательщику процентов на основании статьи 78, 79 НК РФ связана с незаконными действиями налогового органа. В порядке, установленном статьей 78 НК РФ, проценты подлежат уплате в случае нарушения налоговым органом срока возврата налога - в случае взыскания налоговым органом налога при отсутствии для этого законных оснований. Проценты, предусмотренные абзацем 1 пунктом 4 статьей 79 НК РФ, подлежат уплате налогоплательщику тогда, когда он исполнил незаконное требование налогового органа об уплате налога при отсутствии у него данной обязанности, а начисление процентов производится за весь период изъятия у него денежных средств. Из материалов дела следует, что сумма доначисленных пеней (650.458 руб. 56 коп.) была взыскана с налогоплательщика в бесспорном порядке, а решениями арбитражного суда доначисление обществу пеней в сумме 650.458 руб. 56 коп. признано неправомерным, из чего следует, что у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате пени по указанным требованиям налогового органа. Довод налогового органа о том, что положения статьи 79 НК РФ при возврате сумм излишне взысканного налога, пени применены быть не могут, так как от налогоплательщика в инспекцию не поступало заявление на возврат сумм, а возврат излишне взысканного налога, пени возможен только по его письменному заявлению, поданному в инспекцию и проценты начисляются только на суммы излишне взысканного налога, пени, подлежащие возврату, а не зачету, не принимается судом апелляционной инстанции. Положения статьи 79 НК РФ не содержит требования об обязательной досудебной процедуре обращения в инспекцию за процентами, связанными с неправомерным взысканием налогов, пеней. В силу неправомерных ненормативных актов налогового органа, которые судом признаны таковыми, заявителю причинены убытки в форме изъятия денежных средств, которые подлежат возмещению в соответствии с действующим законодательством. Арбитражным судом сделан правильный вывод о взыскании с инспекции процентов в порядке статьи 79 НК РФ в сумме 94.913 руб. 94 коп. Доводы заинтересованного лица основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, а потому отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке частей 3, 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено. Государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1.000 руб., подлежит взысканию с Инспекции федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Магнитогорска в доход федерального бюджета Российской Федерации. Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции П О С Т А Н О В И Л : решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 апреля 2008 года по делу № А76-1252/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Магнитогорска Челябинской области - без удовлетворения. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Магнитогорска в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1.000 (одна тысяча) рублей. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий судья М.Б. Малышев Судьи: В.В. Пивоварова М.В. Чередникова Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2008 по делу n А47-1245/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|