Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2006 по делу n 18АП-231/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А76-50946/2005

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 83

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Челябинск«14» декабря 2006 г.                        Дело№18АП-231/2006

Резолютивная часть постановления оглашена 11.12.2006г.

Постановление изготовлено в полном объеме 14.12.2006г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Башариной Л.Ф.,

судей: Рачкова В.В., Махровой Н.В.,

при секретаре Шамсутдиновой М.Ж.,

при участии в заседании:

от истца – Пацевич Л.Н. представитель (доверенность от 18.01.2006.);

от ответчика –  не явился, извещен;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «ММК»,

на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.10.2006г. по делу № А76-14591/2006-22-475,

судья: Соколова И.Ю.,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога", г.Челябинск обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее – ОАО «ММК») о взыскании 1 934 600 рублей штрафа за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой, предусмотренного частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции от 12.10.2006г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ответчик - ОАО "ММК" с вынесенным судебным актом не согласился и обратился в суд с апелляционной жалобой.

В апелляционной жалобе ОАО "ММК" просит отменить решение суда, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, содержащихся в решении, обстоятельствам дела, что суд не применил ст. 333 ГК РФ, хотя имеется явная несоразмерность последствий допущенному правонарушению.

В судебное заседание ответчик не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Истец просит обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения в полном объеме, поскольку материалами дела доказан факт задержки ОАО «ММК» вагонов под погрузкой, выгрузкой после вступления в силу Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003г.,  и что на основании ст.ст. 62, 130 данного Устава у ответчика возникла обязанность уплатить железной дороге штраф за задержку вагонов.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, а также обоснованность указанного акта, апелляционная инстанция пришла к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что отношения между сторонами урегулированы договором от 25.07.2000г. N 5/12 (с учетом дополнительного соглашения от 22.12.2004), согласно которому истец локомотивом дороги подает вагоны ответчику на подъездной путь, на пути парков «А», «С», «В» станции  Магнитогорск-Грузовой и на 1-7 путь станции Куйбас, дальнейшее продвижение вагонов осуществляется локомотивом ветвевладельца.

Договором установлены технологические сроки оборота вагонов: летом (с 15.04. по 15.10.) для вагонов с одной грузовой операцией - 32 часов, для вагонов с двумя грузовыми операциями – 48 часов; зимой (с 15.10. по 15.04.) для вагонов с одной грузовой операцией - 36 час., для вагонов с двумя грузовыми операциями – 56 часов.

Имеющимися в материалах дела ведомостями подачи и уборки вагонов в августе 2005 года зафиксирована задержка вагонов ответчиком на подъездных путях необщего пользования более чем на двадцать четыре часа сверх установленных договором технологических сроков оборота вагонов.

Согласно ч.6 ст.62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со ст.99 Устава.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт задержки вагонов на подъездных путях подтвержден материалами дела (ведомости подачи и уборки вагонов N N 4588, 4635, 4653, 4662, 4663, 4666, 4667, 4670, 4674, 4675, 4676, 4678, 4679, 4680, 4683, 4685, 4686, 4688, 4690, 4692, 4594, 4602, 4694, 4695, 4696, 4699, 4700-4704, 4706, 4707, 4709, 4710, 4713, 4714, 4715, 4717, 4719, 4720, 4723, 4725, 4726, 4727, 4730, 4733, 4734, 4735, 4738, 4739, 4740, 4582, 4584, 4585, 4586, 4589, 4593, 4595, 4624, 4633, 4644, 4646, 4647, 4649, 4651, 4654-4659) (л.д. 25-151 Т.1, 1-16 Т.2).

Факт превышения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договором, ответчиком не оспаривается.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика штраф за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой  - 1 934 600 рублей.

Доводы апелляционной жалобы проверены и признаны необоснованными.

В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, а при отсутствии таковых - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Указанным договором были предусмотрены сроки возврата ответчиком поставленных ему вагонов, которые он не соблюдал.

Не состоятельны доводы заявителя о том, что в нарушение законодательства истцом предъявлены штрафы за вагоны, принадлежащие странам СНГ.

Согласно имеющимся в деле ведомостям подачи и уборки вагонов, ОАО "ММК" была допущена задержка вагонов на подъездных путях необщего пользования более чем на двадцать четыре часа сверх установленных договором технологических сроков оборота вагонов, за что в силу ч. 6 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрена мера ответственности в виде штрафа, начисляемого в соответствии со ст. 99, 100, 101 того же Устава.

Однако данная норма права не ограничивает возможность взыскания штрафа правом собственности на вагоны, принадлежащие перевозчику, следовательно, они могут находиться у перевозчика на любом законном основании.

Таким образом, возмездная совместная эксплуатация грузовых вагонов в межгосударственном сообщении, а также ведение учета наличия вагонов на железных дорогах балансовым методом указывает на то, что в период использования вагонов, являющихся собственностью стран СНГ, российской железной дорогой, эти вагоны принадлежат российскому перевозчику на праве возмездного пользования.

Согласно ст. 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов под погрузкой (выгрузкой) более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, грузополучатели уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы без внесения при этом платы за пользование вагонами.

Представленный истцом расчет суммы штрафа соответствует требованиям, установленным ст. 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, удовлетворение заявленных исковых требований в полном объеме обоснованно.

В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Если арбитражный суд при рассмотрении конкретного спора установит явную несоразмерность подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства, он вправе в соответствии со ст. 333 названного Кодекса уменьшить его размер.

Согласно ст. 114 действующего Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации участники перевозочного процесса не вправе ограничить или устранить имущественную ответственность, возложенную на них уставом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Это ограничение не распространяется на арбитражные суды, рассматривающие споры, связанные с взысканием установленных уставом штрафов.

Суд первой инстанции, исследовав расчет потерь доходов ЮУЖД от сверхнормативного простоя вагонов на подъездных путях в августе 2005г., сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для уменьшения суммы штрафа ввиду его несоразмерности последствиям нарушения обязательств.

Таким образом, заявленное ответчиком ходатайство о применении ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности ОАО "ММК" явной несоразмерности подлежащего взысканию штрафа последствиям нарушения обязательства правомерно отклонено.

Выводы суда соответствуют требованиям закона и основаны на материалах дела.

Ссылка ОАО "ММК" на нарушение и ошибочное применение судами положений, установленных ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду неправильного толкования заявителем указанной нормы права.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.

На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.10.2006. по делу № А76-14591/2006-22-475 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий:        Л.Ф. Башарина

Судьи:           В.В. Рачков

Н.В. Махрова

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2006 по делу n 18АП-1702006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также