Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 по делу n А76-26926/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-1531/2008 г. Челябинск 22 мая 2008 г. Дело № А76-26926/2007 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Пивоваровой Л.В., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кургановой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бизнес Геймс» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30 января 2008 по делу № А76-26926/2007 (судья Бастен Д.А.), при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Челябинской области Забродиной А.В. (доверенность от 09.01.2008 № 04-35/3) УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Геймс» (далее – ООО «Бизнес Геймс», общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решений от 12.10.2007 № 1455 и от 17.10.2007 № 1459, вынесенных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Челябинской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 10 по Челябинской области, заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция). Решением арбитражного суда первой инстанции от 30 января 2008 года в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано. В апелляционной жалобе ООО «Бизнес Геймс» просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. Налогоплательщик в обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что на него распространяются гарантии, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ). Налоговым органом в судебное заседание представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо указало, что правом на льготу в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ налогоплательщик не обладает, поскольку спорные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес поставлены на учет в ноябре 2006 года, а в соответствии с Законом Челябинской области от 27.11.2003 № 187-ЗО (в редакции от 27.10.2005 № 407-ЗО), с 01.01.2006 установлена ставка налога на игорный бизнес в размере 7.500 за каждый игровой автомат, которая и должна была применяться обществом при исчислении налога на игорный бизнес за март и апрель 2007 года. Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 рассмотрение апелляционной жалобы налогового органа было отложено на 22.05.2008, в целях предоставления налогоплательщику возможности представления дополнительных пояснений на предмет доводов, изложенных налоговым органом в отзыве на апелляционную жалобу. По основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 2 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Баканова В.В., судьей Чередниковой М.В. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание уполномоченные представители налогоплательщика не прибыли. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ООО «Бизнес Геймс». Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, ООО «Бизнес Геймс» зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 27.05.2004, что подтверждается заверенной копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица серия 74 № 1047421510190 (л.д. 10). На право осуществления вида предпринимательской деятельности «организация и содержание тотализаторов и игорных заведений» обществу была выдана лицензия № 005320 от 01.09.2004 сроком действия до 01.09.2009 (л.д. 18). Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области, в отношении налогоплательщика, проведена камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на игорный бизнес за март и апрель 2007 года. Согласно налоговой декларации за март 2007 года (л.д. 62-67) сумма налога на игорный бизнес обществом исчислена и уплачена 38.700 руб. (платежное поручение от 13.04.2007 № 509 (акт налоговой проверки от 01.08.2007 № 1965 л.д.57-58), за апрель 2007 года (л.д.34-39) – 36.550 руб. (платежное поручение от 21.05.2007 № 554, акт налоговой проверки от 28.08.2007 № 2094, л.д. 29-30) по налоговой ставке 2.150 руб. за один игровой автомат (л.д. 62-67; 34-39). Инспекция посчитала, что обществу следовало исчислять налог на игорный бизнес за март и апрель 2007 года по ставке 7.500 руб. за каждый автомат, установленной Законом Челябинской области «О ставках налога на игорный бизнес на территории Челябинской области» от 27.11.2003 № 187-ЗО (в редакции Закона Челябинской области от 27.10.2005 № 407-ЗО (вступил в силу с 01.01.2006)). В ходе налоговой проверки была установлена неполная уплата налога на игорный бизнес за март 2007 года и за апрель 2007 года. Неполная уплата суммы налога на игорный бизнес за март 2007 года по наступившему сроку уплаты 20.04.2007 привела к возникновению задолженности перед бюджетом в сумме 96.300 руб., за апрель 2007 года сроком уплаты 21.05.2007 задолженность перед бюджетом в сумме 90.950 руб. По результатам налоговых проверок были вынесены решения налогового органа о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 112 и пунктом 4 статьи 114 НК РФ) от 17.10.2007 № 1459 и от 12.10.2007 № 1455 (л.д.22-25, 49-51), которым общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в размере 38.520 руб. за неполную уплату налога на игорный бизнес март 2007 года и за апрель 2007 – 36.380 руб. Указанными решениями обществу предложено уплатить налог на игорный бизнес в сумме 96.300 руб. за март 2007 года и за апрель 2007 – 90.950 руб. Не согласившись с решениями налогового органа, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Бизнес Геймс», требований, суд первой инстанции исходил из того, что на налогоплательщика не распространяются гарантии, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ. При рассмотрении спора арбитражный суд указал на отсутствие правовых оснований для применения обществом ставки налога, действовавшей на момент его государственной регистрации, поскольку налогоплательщик начал деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу главы 29 Налогового Кодекса Российской Федерации, то есть с момента регистрации игровых автоматов, следовательно, он должен уплачивать налог по ставкам, установленным законодательством субъекта Российской Федерации в соответствии с указанной главой. Данные выводы суда первой инстанции не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 № 11-П отмечено, что статья 9 Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. Законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии. Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Следовательно, новая норма налогового законодательства не подлежит применению на основании абзаца 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования. Поскольку гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям, возникшим в период действия указанной нормы, неизменной остается ставка налога в рамках конкретного налогового обязательства, действующая на момент его возникновения. На момент регистрации общества в качестве юридического лица (27.05.2004) размер налога на игорный бизнес составлял 2.150 руб. за каждый игровой автомат, в соответствие с Федеральным законом «О налоге на игорный бизнес» от 31.07.1998 № 142-ФЗ и Законом Челябинской области «О ставках налога на игорный бизнес в Челябинской области» от 27.11.2003 № 187-ЗО. В соответствие с введением в действие главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2004 были внесены изменения в Закон Челябинской области от 04.11.2003 № 30-з, согласно которым ставка налога на игорный бизнес составила 7.500 руб. за каждый игровой автомат. Уплата, то есть внесение в бюджет заявителем налога на игорный бизнес в полном объеме налогового обязательства, определенного первичными налоговыми декларациями с применением налоговой ставки 2.150 руб., инспекцией не отрицается, что следует из актов налоговых проверок. Из вышесказанного следует, что статья 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ, действовавшая в период государственной регистрации общества в качестве юридического лица, субъектам малого предпринимательства гарантировала сохранение в течение четырех лет их деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент их регистрации. Данная позиция нашла свое отражение в постановлениях Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.2006 № 8617/05, от 10.04.2007 № 13381/06, от 15.04.2008 № 17177/07. Таким образом, поскольку в марте и апреле 2007 года не истекли четыре года, с даты регистрации общества в качестве юридического лица (27.05.2004), оно вправе в спорном периоде применять ставку налога на игорный бизнес, действовавшую на дату его регистрации, то есть в размере 2.150 руб. за каждый игровой автомат. Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. В пункте 42 Постановления от 28.02.2001 № 5 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что при применении статьи 122 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). Налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Доказательства наличия у общества задолженности по уплате налога на игорный бизнес по ставке 2.150 руб. за каждый игровой автомат за проверяемые периоды, инспекцией в судебные заседания обеих инстанций не представлены. Признавая решения налогового органа недействительными, суд апелляционной инстанции также основывает свою позицию на Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 № 202-О, согласно которому отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения, определяемое статьей 109 НК РФ, относится к обстоятельствам, исключающим привлечение его к ответственности. Следовательно, необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана Налоговым кодексом Российской Федерации. Также как применение пункта 1 статьи 122 НК РФ, которое допустимо только при наличии документальных доказательств вины налогоплательщика и состава вменяемого правонарушения. Налоговым органом не представлено документальных доказательств имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогу на игорный бизнес за март и апрель 2007 года, вина налогоплательщика не доказана, а потому налоговый орган в отсутствие на то правовых оснований привлек налогоплательщика к налоговой ответственности, по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Налоговый орган в нарушение положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал обстоятельств, свидетельствующих о законности вынесенных им решений. Доводы заявителя признаны судом апелляционной инстанции соответствующими действующему законодательству. С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба удовлетворению. Частью 1 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Государственная пошлина в силу статьи 101 АПК РФ входит в состав судебных расходов. ООО Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2008 по делу n А07-18997/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|