Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 по делу n А76-98/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-2918/2008
г. Челябинск 27 мая 2008 г. Дело № А76-98/2008 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Соколовой Т.В., судей Арямова А.А., Фотиной О.Б., при ведении протокола помощником судьи Столяренко Г.М., рассмотрев в закрытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу в лице филиала Челябинский территориальный отдел на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.04.2008 по делу № А76-98/2008 (судья Щукина Г.С.), при участии: от Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу, в лице филиала Челябинский территориальный отдел – Колесниковой М.Н. (доверенность от 21.12.2006), от открытого акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр «Станкомаш» - Ковалевой А.С. (доверенность от 01.01.2008),
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу, в лице филиала Челябинский территориальный отдел (далее – Управление Росрезерва) обратилось в суд с иском к открытому акционерному обществу «Федеральный научно-производственный центр «Станкомаш» (далее – ОАО «ФНПЦ «Станкомаш») о взыскании 3 694 617 руб. 29 коп. пени за необеспечение количественной сохранности имущества государственного мобилизационного резерва. Решением суда от 03.04.2008 в иске отказано, с истца в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 29 973 руб. 09 коп. В апелляционной жалобе Управление Росрезерва просило решение суда отменить, иск удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции сделал неверный вывод о том, что обязательства ответчика по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва прекращены с момента снятия мобилизационного задания и полагает, что до полной реализации материальных ценностей ответчик является хранителем в силу закона. По мнению истца, суд при вынесении решения неправомерно сослался на решение Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-25700/2007, поскольку данный судебный акт в законную силу не вступил и обжаловался в апелляционном порядке. Кроме того, Управление Росрезерва полагает необоснованным взыскание с него судом государственной пошлины по результатам рассмотрения иска. ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» в отзыве на апелляционную жалобу просило судебный акт оставить без изменения, указывая на то, что обязанность ответчика по хранению материальных ценностей государственного мобилизационного резерва прекратилась, у общества отсутствует обязательство по восстановлению их запасов в государственном резерве, в связи с чем не имеется оснований для возложения ответственности за необеспечение количественной сохранности данных ценностей. В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, полагает, что решение суда подлежит отмене в части взыскания государственной пошлины. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» являлось ответственным хранителем материальных ценностей мобилизационного резерва. В соответствии с письмом Федерального агентства по промышленности от 17.08.2006 № М-1992-с на основании приказа Федерального агентства по промышленности от 18.07.2006 № М46сс мобилизационное задание с ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» снято (л.д. 71). При перемещении материальных ценностей мобилизационного резерва с ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» на территорию федерального государственного учреждения Комбинат «Наша Марка» (далее – ФГУ Комбинат «Наша Марка»), выявлено их самовольное расходование ответчиком. Согласно служебной записке от 12.11.2007 № 45 стоимость самовольно израсходованных ответчиком материальных ценностей определена в размере 224 755 885 руб. 37 коп. (л.д. 11-12). В соответствии с п. 8 ст. 16 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва с организаций - ответственных хранителей взыскиваются пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости недостающих материальных ценностей за каждый день до полного восстановления их запасов в государственном резерве. Руководствуясь данной нормой закона, Управление Росрезерва просило взыскать с ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» пени в размере 3 694 617 руб. 29 коп. за период с 12.11.2007 по 10.01.2008 (л.д. 5). Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что с общества «Станкомаш» мобилизационное задание снято, материальные ценности разбронированы и утратили статус имущества мобилизационного резерва, в связи с чем у ответчика не имеется обязанности по его хранению, а, следовательно, отсутствуют основания для применения ответственности за необеспечение их сохранности. Выводы суда следует признать законными и обоснованными. В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» организации, которым установлены мобилизационные задания, обязаны обеспечить хранение материальных ценностей государственного резерва в соответствии с установленным заданием. Заданием определяется номенклатура и объем материальных ценностей, подлежащих хранению в качестве государственного резерва. Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.11.1994 «О государственном материальном резерве» под ответственным хранением понимается хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва. В свою очередь выпуск материальных ценностей из государственного резерва – это реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке. Управление Росрезерва не оспаривает, что в отношении недостающих ценностей материального резерва принято решение о разбронировании, данное обстоятельство подтверждается письмом Департамента материальных ресурсов и резервов Министерства экономики Российской Федерации от 17.11.1998 № В-3925с (л.д. 65), письмом Федерального агентства по промышленности от 17.08.2006 № М-1992с (л.д. 71), ведомостью материальных ценностей, подлежащих разбронированию (л.д. 68-70), актом о переоценке материальных ценностей материального резерва от 16.11.2000 № 609 (л.д. 74-106), актами перемещения материальных ценностей от 15.08.2007 и 29.08.2007 (л.д. 146-150). Пени, предусмотренные п. 8 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» являются одновременно способом обеспечения обязательства по восполнению в государственном резерве недостающих материальных ценностей и ответственностью за неисполнение этого обязательства. В связи с этим пени не могут взыскиваться при отсутствии обязанности восполнить в государственном резерве недостающие материальные ценности. В данном случае, с ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» мобилизационное задание по хранению ценностей мобилизационного резерва снято, материальные ценности разбронированы и не подлежат восстановлению, поэтому суд сделал обоснованный вывод о том, что указанная ответственность не подлежит применению. Отказ в удовлетворении требований о взыскании пени в сумме 3 694 617 руб. 29 коп. за период с 12.11.2007 по 10.01.2008 является правильным. Вместе с тем, при решении вопроса о распределении судебных расходов по делу и взыскании с Управления Росрезерва государственной пошлины по иску, суд первой инстанции не принял во внимание положения ст. 17 Федерального закона от 29.12.2004 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» и п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которых истец, являющийся территориальным органом системы государственного резерва, освобожден от уплаты государственной пошлины. Решение суда в данной части подлежит отмене. На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.04.2008 по делу № А76-98/2008 в части взыскания с Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу, в лице филиала Челябинский территориальный отдел государственной пошлины в размере 29 973 руб. 09 коп. отменить. В остальной части решение суда оставить без изменения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru. Председательствующий судья Т.В. Соколова Судьи: А.А. Арямов О.Б. Фотина Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 по делу n А76-130/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|