Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 по делу n А76-26981/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№18АП-2449/2008

г. Челябинск

23 мая 2008г.                                                                                        Дело №А76-26981/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2008 г.

Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2008 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Малышева М.Б., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Андреевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 марта 2008г. по делу №А76-26981/2007 (судья В.В. Ваганова), при участии: от индивидуального предпринимателя Васильевой Натальи Александровны (заявителя) – Васильевой Н.А. (паспорт 75 00 289 439 выдан 03.11.2000), Грачковского Е.А. (доверенность от 26.02.2008 №Д-1887), Котлецовой Т.И. (доверенность от 26.02.2008 №Д-1887), от Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (заинтересованного лица) - Ординой Т.П. (доверенность от 01.02.2008 №06/08),

У С Т А Н О В И Л :

индивидуальный предприниматель Васильева Наталья Александровна (далее – ИП Васильева Н.А., индивидуальный предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее – УФРС по Челябинской области, регистрационный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на сооружение (железнодорожные пути) подъездной железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к пути ПМС-176 ст. Шершни необщего пользования адрес: Россия, Челябинская область, г. Челябинск, ул. 2-ая Потребительская, д. 42 кадастровый (условный) номер: 74-74-01/360/2007-448 на основании «Акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией» от 18.10.2006, обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области зарегистрировать право собственности на сооружение (железнодорожные пути) подъездной железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к пути ПМС-176 ст. Шершни необщего пользования адрес: Россия, Челябинская область, г. Челябинск, ул. 2-ая Потребительская, д. 42 кадастровый (условный) номер: 74-74-01/360/2007-448 за ИП Васильевой Н.А. на основании «Акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией» от 18.10.2006.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2008 по делу №А76-26981/2007 требования индивидуального предпринимателя были  удовлетворены.

Управление ФРС по Челябинской области, не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке, указав в апелляционной жалобе на нарушение и неправильное применение норм материального права.  

Ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе, податель апелляционной жалобы указал, что для подтверждения правомерности возведения спорного объекта индивидуальному предпринимателю необходимо было в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации представить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Регистрационный орган считает, что суд дал неправомерную оценку акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией как правоустанавливающему документу и обязал  УФРС по Челябинской области на основании спорного акта зарегистрировать право собственности на подъездной путь. Указанный документ в соответствии с пунктом 3 статьи 55  Градостроительного кодекса Российской Федерации будет являться одним из оснований для оформления выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается акт приемки объекта капитального строительства.

УФРС по Челябинской области считает, что суд не учел положения статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которым до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения по строительству объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства СССР, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации.    

ИП Васильевой Н.А. представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором предприниматель указывает, что суд полно и всесторонне оценил представленные доказательства наличия у заявителя оснований для регистрации права собственности на подъездной железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к пути ПМС-176 станции Шершни необщего пользования, находящийся по адресу: город Челябинск, улица 2-ая Потребительская, дом 42, кадастровый (условный) номер 74-74-01/360/2007-448, в том числе акт приемки законченного строительством объекта в эксплуатацию от 18.10.2006. Данный акт приемки заявитель считает надлежащим правоустанавливающим документом, так  как подъездной железнодорожный путь необщего пользования  является специфическим объектом  недвижимого имущества, расположенным на территории не менее двух земельных участков – земельного участка, предоставленного владельцу путей, а также земельного участка, предоставленного в пользование ОАО «РЖД» для эксплуатации железнодорожных путей федерального значения, поскольку указанный железнодорожный путь примыкает к железнодорожным путям ОАО «РЖД». В связи с чем, полагает заявитель, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию данного объекта недвижимости регулируются нормами отраслевого законодательства Российской Федерации, а именно нормами Федерального закона Российской Федерации «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также отраслевыми подзаконными нормативными правовыми актами, на которые обоснованно ссылается суд первой инстанции.

Индивидуальный предприниматель указывает, что во исполнение требований, предусмотренных пунктами 1, 2  статьи 2, пунктами 2, 4 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», пунктом 2 распоряжения ОАО «РЖД» от 22 августа 2005 года №1328р, которым утверждены Правила рассмотрения и согласования в ОАО «РЖД» проектов строительства, реконструкции и примыкания железнодорожных путей необщего пользования, ИП Васильевой Н.А. был представлен рабочий проект на примыкание подъездного железнодорожного пути к пути отстоя вагонов ПМС-176 на станции Шершни, который затем был согласован ЮУЖД, что подтверждается печатью ЮУЖД на проекте. Кроме того, проект выполнен организацией, имеющей право на выполнение проектных работ при строительстве объектов железнодорожного транспорта – институтом Челябжелдорпроект.

Заявитель ссылается на Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством, усилением, реконструкцией объектов федерального железнодорожного транспорта, утвержденные Министерством путей сообщения Российской Федерации 25.12.2000 за №ЦУКС 799, согласно которым осуществляется ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий. В связи с чем, предприниматель указывает на то, что согласно представленным документам, а именно акту законченного строительством объекта приемочной комиссии от 18.10.2006 объект был принят в эксплуатацию комиссией в предусмотренном законодательством порядке.

В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, считает, что оснований для изменения либо отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Как видно из материалов дела, на основании постановления главы города Челябинска от 10.06.2002 №783-п обществу с ограниченной ответственностью «Ковент» предоставлен земельный участок  из земель поселений площадью 0,8273 га в аренду сроком на два года для проектирования и строительства торгово-офисного центра по улице Таганайской в Советском районе города Челябинска (том 1, л.д. 16).

30 января 2004 года между ООО «Ковент» и ИП Васильевой Н.А. заключен договор уступки прав и обязанностей в полном объеме по договору аренды земли города Челябинска УЗ №004013-К-2002 от 25.07.2002, заключенному между ООО «Ковент» и администрацией города Челябинска на основании постановления главы города Челябинска от 10.06.2002 №783-п (том 1, л.д. 103).   

Свидетельством о государственной регистрации права от 26.04.2004 подтверждается право аренды Васильевой Н.А. на земельный участок, переданный ей согласно вышеуказанных договора аренды земли и договора уступки прав и обязанностей (том 1, л.д. 17).

27 декабря 2005 года между ОАО «РЖД» и ИП Васильевой Н.А. заключен договор №541-05/ДРП на выполнение работ по укладке 200 метров железнодорожного пути на деревянных шпалах и одного стрелочного перевода на деревянных шпалах (том 1, л.д. 19-22).

18 октября 2006 года актом приемочной комиссии подъездной железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к пути ПМС-176 станции Шершни необщего пользования введен в действие (том 1, л.д. 11-14).

18 декабря 2006 года между ОАО «РЖД» и ИП Васильевой Н.А. заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Шершни (том 1, л.д. 41-46).

09 июня 2007 года ИП Васильева Н.А. обратилась в Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области с заявлением о регистрации права собственности на сооружение – подъездной железнодорожный путь необщего пользования (том 1, л.д. 75).

Управление ФРС по Челябинской области отказало заявителю в регистрации права собственности на заявленный объект, указав в сообщении об отказе от 02.11.2007 №360/2007-448, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме не соответствуют требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с законом о государственной регистрации (том 1, л.д. 10).

 Посчитав, что данным отказом нарушаются ее права и законные интересы, индивидуальный предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в регистрации права собственности  и обязании регистрирующий орган зарегистрировать право собственности на спорный объект.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что документы представленные индивидуальным предпринимателем на государственную регистрацию соответствуют требованиям, предъявляемым действующим законодательством.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (абзац 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»  определен порядок проведения государственной регистрации прав. На регистрирующий орган возложены соответствующие обязанности, в частности осуществлять прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям названного Федерального закона, проводить правовую экспертизу данных документов и проверять законность сделок, устанавливать отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

В пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в числе которых названы акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, и иные документы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания, а также право пользования земельным участком для создания данного объекта недвижимости.

По смыслу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя, приобретается последним в случае, если данная вещь создана с соблюдением закона и иных правовых актов.

Пунктом 1 письма Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.11.2001 №ЛБ-6062/9 «Разъяснение порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» определено, что железные дороги, автомобильные дороги федерального значения, мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и объекты сельскохозяйственного водоснабжения являются объектами со специфическими условиями функционирования и принимаются в эксплуатацию в соответствии с ведомственными (отраслевыми) документами, согласованными с Госстроем СССР и России. В приемке таких объектов по своей инициативе могут принимать участие представители органов самоуправления.

В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» указано, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования,

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 по делу n А76-2477/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также