Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 по делу n А47-1529/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-2764/2008 г. Челябинск 15 мая 2008 г. Дело № А47-1529/2008 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Баканова В.В., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кургановой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 25 марта 2008 года о принятии обеспечительных мер по делу № А47-1529/2008 (судья Лазебная Г.Н.), УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «КомТелСвязь» (далее – ООО «КомТелСвязь», общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее – Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо,) от 11.02.2008 № 1772, которым общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 11 марта 2008 года по настоящему делу, заявление ООО «КомТелСвязь» принято арбитражным судом первой инстанции к производству (л.д. 59). Одновременно ООО «КомТелСвязь» заявило ходатайство о принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия решения, вынесенного Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 11.02.2008 № 1772 (л.д. 4-6). Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 25 марта 2008 года по делу № А47-1529/2008 (л.д. 1-2) ходатайство ООО «КомТелСвязь» было удовлетворено: приостановлено действие решения налогового органа от 11.02.2008 3 1772 № 104 до вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу. С данным определением арбитражного суда первой инстанции не согласилось заинтересованное лицо. В апелляционной жалобе инспекция просит определение суда первой инстанции о принятии обеспечительной меры отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции нарушены нормы ч. ч. 1, 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), поскольку: в случае взыскания с заявителя сумм налога и пеней по оспариваемому решению налогового органа, и принятии арбитражным судом судебного акта, об удовлетворении требований, заявленных налогоплательщиком, возврат взысканных сумм не будет представлять какого-либо затруднения, в связи с чем, оснований для принятия обеспечительной меры не имелось. Налоговый орган считает, что недопустимо приостановление действия решения инспекции, если есть основания полагать, что приостановление действия указанного решения может нарушить баланс частных и публичных интересов, поскольку при разрешении дела в пользу налогового органа, у налогоплательщика могут отсутствовать достаточное количество денежных средств для исполнения обязанностей перед бюджетом. Инспекция считает, что арбитражный суд мог удовлетворить ходатайство общества только при условии предоставления заявителем встречного обеспечения в порядке, предусмотренном статьей 94 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) (л.д. 61-62). Заявитель не представил отзыв на апелляционную жалобу. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание уполномоченные представители налогоплательщика и налогового органа не прибыли. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле. Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке статей 268, 269, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, в отношении ООО «КомТелСвязь» Инспекцией ФНС по Ленинскому району г. Оренбурга была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за июнь 2007 года. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 11.02.2008 № 1772 которым общество привлечено к ответственности за налоговое правонарушение по пункту 1 статье 122 НК РФ, обществу предложено уплатить НДС в сумме 7.697.095 руб., соответствующие пени в сумме 503.775 руб. и штраф в сумме 1.539.419 руб. (л.д. 38-47). Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга в адрес ООО «КомТелСвязь» выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 535 по состоянию на 11.03.2008, которым обществу было предложено уплатить доначисленные по решению налогового органа суммы налога, пени и штрафа в срок до 26.03.2008, в случае неисполения в установленный срок требования, инспекцией будут предприняты меры взыскания задолженности, предусмотренные статьями 46,47,76,77 НК РФ (л.д.8). Удовлетворяя ходатайство ООО «КомТелСвязь» о принятии обеспечительной меры, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принятие обеспечительных мер будет гарантировать возможность реализации судебного акта по существу рассматриваемого спора и недопущение взыскания денежных средств в результате исполнения оспариваемого акта налогового органа до разрешения судом вопроса соответствия его налоговому законодательству. Арбитражный суд считает, что заявленные обеспечительные меры соответствуют предмету спора и непосредственно связаны с ним, являются необходимыми и достаточными для обеспечения. Выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными и соответствуют фактическим обстоятельствам. При применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Данные условия распространяются и на часть 3 статьи 199 АПК РФ, что в полной мере следует из содержания Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 № 390-О. В связи вышесказанным, при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»). Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 информационного письма от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указал, что при вынесении определения о приостановлении действия оспариваемого акта, решения в порядке части 3 статьи 199 АПК РФ необходимо обращать внимание на то, чтобы такое определение не приводило к фактической отмене мер, направленных на будущее исполнение оспариваемого ненормативного правового акта. При решении вопроса о необходимости принятия обеспечительных мер суд самостоятельно, по своему внутреннему убеждению в соответствии со статьей 71 АПК РФ, оценивает фактические обстоятельства дела и доводы, содержащиеся в ходатайстве об обеспечении иска. В силу пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 г. № 11 арбитражный суд принимает обеспечительные меры, если заявитель обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представил доказательства, подтверждающие его доводы. В обеспечении иска может быть отказано, если отсутствуют предусмотренные статьей 90 АПК РФ основания для принятия мер по обеспечению иска (ч. 3 ст. 93 АПК РФ). Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах исходит прежде всего из принципа добросовестности налогоплательщика, покуда налоговым органом не доказано обратное (ч. 6 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 № 138-О). Помимо изложенного, нормами части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта возлагается применительно к рассматриваемой ситуации, на налоговый орган. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предоставило определенные права не только налоговым органам, но и налогоплательщикам. В частности, налогоплательщик имеет право: обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ); не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). Как отмечено выше, ООО «КомТелСвязь» не согласно с вынесенным Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга решением от 11.02.2008 № 1772, следовательно, полагая, что данный ненормативный правовой акт не отвечает условиям законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, налогоплательщик вправе воспользоваться положениями пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ и не исполнить требования об уплате налога и налоговой санкции, выставленные налоговым органом, в установленный последним срок. Между тем, данные действия повлекут за собой принятие ответных мер со стороны налогового органа в виде бесспорного обращения взыскания соответствующих сумм за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках либо за счет иного имущества налогоплательщика (ст. ст. 46, 47 НК РФ). Между тем, взыскание с налогоплательщика по оспариваемому решению может причинить обществу значительный ущерб, поскольку отвлечение существенных сумм на уплату налогов, пеней и налоговых санкций может негативным образом сказаться на осуществлении налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций. Более того, приостановление операций по счетам налогоплательщика фактически парализует деятельность ООО «КомТелСвязь», так как возможность производить расчеты с контрагентами будет реально утрачена, что в дальнейшем может повлечь за собой возникновение негативных последствий (предъявление контрагентами ООО «КомТелСвязь» требований о возмещении убытков, взыскании процентов за нарушение сроков возврата денежных средств и т.д.). ООО «КомТелСвязь» в материалы дела представлены документы бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс на 01.10.2007 (л.д. 12-13); отчет о прибылях и убытках за 9 месяцев 2007 года (л.д. 14-15); справка о дебиторской задолженности по состоянию на 21.03.2008 (л.д. 11); справка о кредиторской задолженности по состоянию на 21.03.2008 (л.д. 10). Из представленных документов следует, что кредиторская задолженность составляет 227.126.000 руб., дебиторская задолженность составляет 82.586.000 руб. Взыскиваемая с общества сумма налогов, пеней и санкций налоговым органом определена как 9.740.289 руб. (по решению налогового органа от 11.02.2008 № 1772). Изъятие соответствующих сумм из оборота ООО «КомТелСвязь» приведет к отсутствию надлежащей возможности проведения расчетов по краткосрочным и долгосрочным обязательствам перед кредитными организациями, что лишит возможности дальнейшего развития хозяйственной деятельности и получения прибыли, дополнительных денежных средств. В свою очередь, наступление вышеперечисленных обстоятельств, повлечет за собой, отсутствие у заявителя возможности проведения расчетов с бюджетом, в рамках текущих налоговых платежей, выплаты заработанной платы работникам. Таким образом, стабильное ведение налогоплательщиком хозяйственной деятельности, будет поставлено под угрозу. Кроме того, целью принятия обеспечительной меры в данной ситуации являлось именно недопущение изъятия из оборота налогоплательщика определенной денежной суммы и пресечение возможного возникновения значительного ущерба от упомянутого изъятия денежных средств. Суд апелляционной инстанции полагает, что при вынесении судом первой инстанции обжалуемого определения положения п. 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 83 приняты во внимание, поскольку налоговым органом не представлено доказательств того, что ООО «КомТелСвязь» является проблемным либо недобросовестным налогоплательщиком (данные доводы не приведены Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга и в тексте апелляционной жалобы), а, следовательно, основания для предоставления встречного обеспечения отсутствовали. Доводы заинтересованного лица основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, а потому отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. С учетом вышеперечисленного, обеспечительная мера принята судом первой инстанции на законных основаниях. Руководствуясь статьями 268-271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л : определение Арбитражного суда Оренбургской области от 25 марта 2008 года о принятии обеспечительной меры по делу № А47-1529/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий судья М.Б. Малышев Судьи: В.В. Баканов М.В. Чередникова Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 по делу n А76-22883/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|