Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 по делу n А76-26963/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№18 АП – 1169/2008

 

г. Челябинск

29  апреля  2008 г.                                                           Дело № А76-26963/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Дмитриевой Н.Н., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Имиджцентр» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 января 2008 года по делу № А76-26963/2007 (судья Худякова В.В.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Имиджцентр» - Михайлова П.П. – (решение №13 от 14.12.2007, паспорт), Базуевой Е.Н. (доверенность №55 от 22.04.2008, паспорт), от инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Озерску - Арамян С.А. (доверенность б/н от 10.04.2008, удостоверение УР № 390322 до 31.12.2009), Агафоновой О.Г. (доверенность №22 от 11.01.2008, удостоверение УР № 390955 до 31.12.2009),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной  ответственностью «Имиджцентр» (далее – заявитель, ООО «Имиджцентр», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 529 от 26.09.2007 инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Озерску (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 30000 руб.

         Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.

          В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом при принятии решения норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.  По мнению заявителя, требования к правилам торговли алкогольной продукцией им соблюдены, следовательно, в действиях общества отсутствует вина и состав административного правонарушения.

       Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил ее доводы, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции,  вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ инспекцией полностью доказана.

         Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в  деле доказательства, выслушав пояснения сторон, проверив доводы апелляционной жалобы.

         Как следует из материалов дела, на основании поручения № 806 от 18.08.2007 была проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и табачной продукции в принадлежащем заявителю магазине «Рифей», расположенном по адресу: г. Озерск, б. Гайдара, 22.

         В ходе проверки налоговым органом зафиксированы следующие нарушения: реализация алкогольной продукции (вино полусладкое белое «Тамянка» емкостью 2 л, крепостью 9-11%, ПЭТ; водка «Пять озер» (тубус) емкостью 0, 5 л, крепостью 40%; настойка горькая «Боярыня Морозова 0,5 л, 45%) без предупреждающей надписи на потребительской таре единицы продукции о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции для здоровья человека и при отсутствии информации об алкогольной продукции (сведений о наличии в алкогольной продукции компонентов, полученных с использованием генно-модифицированных организмов (при их наличии), о содержании в ней вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов); факт реализации алкогольной продукции (напиток слабоалкогольный газированный «Браво. Вкус вишни» 0,5 л, ж/б, 9%) без оформленных надлежащим образом на момент проверки документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной  продукции (не заверен раздел «Б» копий - справок к товарно-транспортной накладной (ТТН) подписью уполномоченного должностного лица и печатью организации в получении алкогольной продукции). Также установлено, что Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской  Федерации от 19.01.1998 № 55, не доведены продавцом в наглядной и доступной форме до сведения покупателей, а именно: отсутствуют в торговом зале, что является нарушением иных правил продажи (абз.26 п.1 ст. 26 Федерального закона  от 22.11.1995 № 171-ФЗ  «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», п.п.9, 136, 138 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, п.5 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864.

         По результатам проверки составлен акт № 46 от 28.08.2007, экземпляр которого получен продавцом Кирьяновой О.А. (л.д.39-41).

         Копии заверенных справок к ТТН на алкогольную продукцию были представлены заявителем в налоговый орган 30.08.2007 (л.д.63).

         В отношении заявителя налоговым органом в присутствии директора Михайлова П.П. составлен протокол об административном правонарушении № 529  от 30.08.2007 (л.д. 36-37) и вынесено постановление о  привлечении ООО «Имиджцентр» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб. (л.д.33).

         Считая указанное постановление инспекции незаконным ООО «Имиджцентр» обратилось  в арбитражный суд с заявлением об его отмене.

         Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.

         Данный вывод суда первой инстанции является правильным, подтвержден материалами дела.

В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иных (кроме поименованных в ч. 1 и 2 названной статьи) правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон). Согласно статье 2 Закона под оборотом понимается, в том числе розничная продажа алкогольной продукции.

 В соответствии с положениями статьи 10.2 Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной. Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии указанных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Порядок осуществления розничной торговли спорной продукцией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 регламентирован Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.

Пунктом 3 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения, в том числе о государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.

 В соответствии с п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать в том числе: наименование товара; наименование и место нахождения изготовителя товара, обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара.

В силу п. 12 Правил  при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

При этом на основании п. 14 Правил продажи отдельных видов товаров продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов.

Согласно п. 15  Правил   информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.

Пунктом 139 Правил установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь, в том числе следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" обе части раздела "Б" заполняет организация-продавец, заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (п. 5 Правил заполнения справки).

В силу п. 136 Правил не допускается розничная продажа алкогольной продукции, если на потребительской таре единицы продукции отсутствует предупреждающая надпись о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции для здоровья человека, а также информация о противопоказаниях к ее употреблению, содержание которой устанавливает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Статьей 14.16 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с п. 2 указанной статьи ответственность наступает в случае поставки или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставки или розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.

Таким образом, диспозиция ч. 2 ст. 14.16 Кодекса охватывает не только отсутствие справок к ТТН и ГТД, но и их ненадлежащее оформление. Следовательно, допущенное обществом правонарушение в части ненадлежащего оформления разделов «Б» к справке ТТМ образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса.

При таких обстоятельствах из мотивировочной части обжалуемого решения следует исключить указание суда о нарушении оформления разделов «Б» к справке ТТМ, поскольку их квалификация по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ инспекцией и судом является ошибочной.

Остальные установленные в результате проверки нарушения правильно квалифицированы судом, ответственность за нарушение обществом указанных выше требований предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Обстоятельства совершения обществом указанного правонарушения,

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 по делу n А07-1835/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также