Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2008 по делу n А07-24991/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-507/2008 г. Челябинск
07 апреля 2008 г. Дело № А07-24991/2006 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Хасановой М.Т., судей Серковой З.Н., Фотиной О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2007 по делу №А07-24991/2006 (судья Феоктистова Л.В.), УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Авиакомпания Башкирские авиалинии» (далее – ОАО «Авиакомпания Башкирские авиалинии») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития населения Республики Башкортостан (далее – Минтруда) и Российской федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин), с участием третьих лиц – Минфина по Республике Башкортостан, Управления федерального казначейства по Республике Башкортостан, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Минздравсоцразвития), о взыскании 1 911 930 руб. До принятия решения по существу спора истцом заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уменьшении исковых требований до 1 620 280 руб., исключив из суммы иска налог на добавленную стоимость. Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.12.2007 исковые требования ОАО «Авиакомпания Башкирские авиалинии» удовлетворены в полном объеме. В апелляционной жалобе Минфин в лице Управления федерального казначейства по Республике Башкортостан просит решение суда отменить и отказать ОАО «Авиакомпания Башкирские авиалинии» в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что истцом не доказано требование о возмещении убытков, не доказан факт причинения вреда, вина государственных органов и причинно-следственная связь между их действиями и возникновением убытков. Ссылка суда на счета-фактуры и акты сверок, как на доказательства предоставления льготного проезда на воздушном транспорте несостоятельна, поскольку указанные документы не являются первичными. Денежные средства для покрытия расходов на предоставление льгот по перевозке были выделены Минтруда, он являлся главным распорядителем статьи расходов средств федерального бюджета по компенсации и предоставлению льгот, а Министерство финансов осуществляет лишь перечисление денежных средств в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год по данной статье расходов федерального бюджета. Судом не дана оценка государственному контракту на финансирование мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» между Минтруда Российской Федерации и Минтруда Республики Башкортостан, обязательства по которому последним не выполнены. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей. В отзыве на апелляционную жалобу Минтруда просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что суд правильно взыскал причиненный вред за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации. По акту сверки Министерство признало долг в сумме 1 318 300 руб. За декабрь 2004 года авиакомпания предоставила отчет с нарушением установленного срока: вместо 20.12.2004 отчет был предоставлен 24.01.2005, в связи с чем указанная сумма не была принята. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, на основании Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995 и «О ветеранах» от 16.12.1994, между Минтруда (заказчик) и ФГУП «Авиакомпания Башкирские авиалинии» (исполнитель) 05.04.2004 и 15.04.2004 заключены договоры №Б-152 и №Б-182 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам и ветеранам по проезду на воздушном транспорте (т.1, л.д.54-57, 58-61). В соответствии с условиями названных договоров исполнитель обязался осуществлять льготные перевозки на воздушном транспорте инвалидов и ветеранов, а заказчик обязался возместить исполнителю расходы, связанные с предоставлением таких льгот на основании отчетов (по прилагаемой форме) исполнителя в сумме понесенных расходов. В исполнение условий названных договоров авиакомпания в течение 2004 года осуществляла перевозки инвалидов и ветеранов. Неполное возмещение понесенных авиакомпанией расходов по перевозке льготной категории граждан послужило основанием для обращения в суд с исковыми требованиями. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком в случае причинения убытков, возникших в результате незаконного бездействия государственных органов, признается Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа, а исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации. Данные выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и требованиях закона. В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета. В силу положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент предоставления льгот) расходы на реализацию льгот, установленных настоящим Законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В число таких льгот входят и льготы, связанные с проездом инвалидов, детей-инвалидов на воздушном транспорте. В соответствии со статьями 14, 15, 16, 18 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей на момент предоставления льгот) инвалидам ВОВ, участникам войны, ветеранам боевых действий и другим перечисленным в законе категориям граждан предоставляются льготы по бесплатному проезду либо с оплатой 50% стоимости проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов. При этом в соответствии со статьей 10 названного Закона финансирование указанных льгот осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Оплата проезда на воздушном транспорте осуществляется за счет средств федерального бюджета. Фактическое предоставление истцом льгот по проезду подтверждено материалами дела: счетами-фактурами, актами сверок и отчетами о предоставленных льготах и не оспаривается сторонами. Суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами документы, правомерно установил, что Российская Федерация ненадлежащим образом исполнила свои обязательства по финансированию льгот в рамках реализации Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и признал, что требование ОАО «Авиакомпания Башкирские авиалинии» о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета является обоснованным, соответствующим требованиям статей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат установленных законом льгот, влечет возникновение у авиакомпании убытков. Заявляя требование о возмещении убытков, связанных с предоставлением льготных услуг по перевозке ветеранов и инвалидов, авиакомпания в подтверждение размера убытков ссылалась на счета-фактуры, отчеты о предоставленных льготах (т.1, л.д.13-90), акт сверки (т.1,л.д.118). Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал их обоснованными, допустимыми и достоверными доказательствами понесенных истцом расходов в 2004 году. Однако, при определении размера подлежащих возмещению убытков, суд не учел то, что по акту сверки Минтруда признало наличие задолженности в размере 1 318 300 руб. (т.1, л.д.115-118). При этом Минтруда сослалось на то, что на остальную сумму не подтверждается представленными отчетами (т.1, л.д.115). Из материалов дела видно, что отчеты о предоставленных льготах составлялись авиакомпанией ежемесячно на основании первичных документов по предоставленным льготам. По условиям договоров №Б-152 от 05.04.2004 и Б-182 от 14.04.2004 Минтруда обязалось возмещать авиакомпании расходы по предоставлению льготных услуг по перевозке инвалидов и ветеранов на основании отчетов перевозчика. Анализ названных отчетов свидетельствует о том, что авиакомпания в течение 2004 года ежемесячно составляла отчеты отдельно по инвалидам и ветеранам, которые предоставлялись Минтруда. Не принимая к зачету счет-фактуру №3160 от 31.12.2004 на сумму 520 036 руб. 62 коп. (т.1, л.д.64), Минтруда ссылается на несвоевременное предоставление отчета. Данное обстоятельство не может служить основанием к отказу во взыскании убытков за декабрь 2004 года, поскольку фактически льготы ветеранам авиакомпанией были предоставлены, что подтверждается отчетом и не оспаривается Минтруда. Согласно отчету о предоставленных льготах по оплате проезда в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» за декабрь 2004 года сумма к возмещению составляет 502500 руб. (т.1, л.д.66), тогда как счет-фактура выставлена на 520 036 руб. 62 коп. (т.1, л.д.64). В связи с этим, возмещению подлежит размер убытков, подтвержденный данными, содержащимися в отчете авиакомпании, то есть 502 500 руб. Наличие в счете-фактуре №3160 от 31.12.2004 указания на период предоставления услуг за декабрь 2002 года следует признать ошибочным, что подтверждается отзывом Минтруда на апелляционную жалобу (т.2, л.д.141-144). С учетом признанной Минтруда в акте сверки суммой подлежащих возмещению убытков 1 318 300 руб., а также названных выше 502 500 руб., общая сумма подлежащих взысканию убытков составляет 1 820 800 руб. Поскольку истец до принятия судом решения уточнил исковую сумму, исключив из суммы убытков налог на добавленную стоимость, и просил взыскать 1 620 280 руб., суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда. Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что Минфин России не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку неисполнение Российской Федерацией обязанности по компенсации ОАО "Авиакомпания Башкирские авиалинии» затрат по предоставлению отдельным категориям граждан льгот влечет возникновение у организации убытков, причиненных неправомерным бездействием государственного органа. От имени Российской Федерации в силу статей 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти (финансовые органы). Ссылка на отсутствие недофинансирования со стороны Минфина России не основана на доказательствах, а также противоречит материалам дела. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2007 отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено. Учитывая, что Минфин России привлечен к участию в деле о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате стоимости проезда отдельным категориям граждан в соответствии с реализацией Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в качестве ответчика, с Минфина России подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе. Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2007 по делу №А07-24991/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан – без удовлетворения. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. по апелляционной жалобе. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru. Председательствующий судья М.Т.Хасанова Судьи: З.Н.Серкова О.Б.Фотина Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2008 по делу n А07-16867/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|