Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 по делу n А76-14444/2007. Изменить решение
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-940/2008 г. Челябинск
27 марта 2008 г. Дело № А76-14444/2007 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Хасановой М.Т., судей Серковой З.Н., Фотиной О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральская железная дорога» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.11.2007 по делу №А76-14444/2007 (судья Марухина И.А.), при участии: от истца – Русяевой О.В. (доверенность от 17.12.2007), от ответчика – Заостровских О.Н. (доверенность от 19.12.2007), УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Магнитогорский металлургический комбинат» (ОАО «ММК», истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральская железная дорога» (далее – ОАО «РЖД», ответчик) о взыскании 31 546 руб. 85 коп. – пени за просрочку доставки груза. Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.11.2007 исковые требования ОАО «ММК» удовлетворены частично, с ответчика в его пользу взыскано 23 873 руб. В остальной части иска отказано. В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований и отказать ОАО «ММК» в иске в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что при исследовании вопроса об отсутствии вины перевозчика в возникновении технической неисправности вагонов, суд не учел то обстоятельство, что вагоны не принадлежат перевозчику; перевозка осуществлялась в составах следовавших отправительским маршрутом; вагоны подавались под погрузку в технически исправном состоянии; техническая неисправность возникла в пути следования по причинам, независящим о перевозчика. Суд не учел также наличие в деле доказательств, подтверждающих факт технической неисправности вагонов. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить в части, в иске отказать. Представитель истца с апелляционной жалобой не согласен, просит суд решение оставить без изменения, ссылаясь на то, что при обязательственных правоотношениях ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств не связана с принадлежностью вагона. Ответчик не представил доказательства возникновения неисправности по независящим от него причинам. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся доказательства, проверив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, полагает, что решение суда подлежит изменению. Как следует из материалов дела, в соответствии с железнодорожной накладной ЭЧ 829129 ОАО «РЖД» в августе 2006 года осуществило перевозку грузов для ОАО «ММК» (л.д. 13). Ссылаясь на нарушение перевозчиком сроков доставки грузов по вагонам №№56655723, 53585717, 53430351, 56842172, 24602617,67643866, 24569659 ОАО «ММК» 30.08.2006 обратилось к ОАО «РЖД» с претензией об уплате пени, исчисленной в соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта (л.д. 8-9). Отклонение перевозчиком требований ОАО «ММК» послужило основанием для обращения последнего в суд с иском о взыскании 31 546 руб. 85 коп. на основании статей 33, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Суд исковые требования признал обоснованными и удовлетворил частично, взыскав в пользу истца 23 873 руб. , отказав во взыскании пени по вагонам №24602617 и №24569659, установив, что по данным отправкам срок доставки груза перевозчиком соблюден. Удовлетворяя требования в остальной части исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что перевозчик не представил доказательств того, что просрочка произошла в силу обстоятельств непреодолимой силы. Заявителем апелляционной жалобы оспаривается законность решения суда в части удовлетворения требований по железнодорожной накладной «ЭЧ 8299129 по вагонам №№56655723, 53585717, 53430351, 56842172, 67643866, в связи с чем судебный акт пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой ответчиком части (часть 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), возражений сторонами спора не заявлено. Выводы суда первой инстанции в части удовлетворения требований по вагонам №56655723 и №53585717 нельзя признать достаточно обоснованными в связи со следующим. В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 33 Устава перевозчик обязан доставить груз в установленные правилами перевозки сроки. Согласно статье 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 Устава обстоятельств. Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом предусматривают определенные обстоятельства, при наличии которых сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки. В частности, согласно пункта 6.3 данных Правил сроки доставки грузов увеличиваются в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, при этом необходимо составить акт общей формы (указать причину и время задержки вагона в пути) сведения об обнаруженных неисправностях) произвести соответствующие отметки в железнодорожной накладной и дорожной ведомости. Техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик; перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны (статья 20 Устава). Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства (железнодорожные накладные и акты общей формы), признал, что ОАО «РЖД» не подтвержден факт возникновения технической неисправности вагонов №№ 53430351, 56842172, 67643866 по причинам, не зависящим от перевозчика. В соответствии с пунктом 4.1 Правил заполнения перевозочных документов, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, все предусмотренные соответствующими правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте отметки делаются перевозчиком в пути следования на оборотной стороне оригинала накладной в графе 3 "Отметки перевозчика". В последующем на основании этих данных перевозчиком заполняются все остальные листы накладной, в состав которой в силу пункта 1.3 Правил заполнения перевозочных документов входит дорожная ведомость. Таким образом, оригинал накладной по отношению к дорожной ведомости является первичным документом и при определении условий перевозки груза суду надлежало руководствоваться данными именно этого документа. В железнодорожной накладной №ЭЧ829129 отсутствуют сведения об отцеплении названных вагонов по причине технической неисправности и составления актов общей формы. В отсутствие соответствующих отметок в железнодорожной накладной, дорожной ведомости, акте общей формы, уведомлениях на ремонт вагонов не могут быть признаны в качестве надлежащих доказательств отсутствия вины перевозчика в просрочке доставки грузов. Установив факт просрочки доставки груза, перевозка которого осуществлялась по вышеназванной накладной, суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании пеней за просрочку доставки груза по вагонам №№ 53430351, 56842172,67643866. Ссылка ответчика на то, что указанные вагоны ему не принадлежат, не принимается судом во внимание. ОАО «РЖД», являясь перевозчиком в спорных правоотношениях, обязано обеспечить техническую исправность вагонов в пути следования. Действующее законодательство не ставит возможность применения ответственности к перевозчику в зависимость от права собственности на спорные вагоны. Что касается вагонов №56655723 и №53585717, то в данном случае, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям. Согласно железнодорожной накладной ЭЧ 829129 груз - концентрат угольный следовал отправительским маршрутом (л.д. 13). 29.07.2006 на станции Тында вагон № 56655723 был отцеплен в связи с технической неисправностью – разрушение роликовой буксы, о чем в железнодорожной накладной сделана соответствующая отметка, а также указано на составление акта общей формы с указанием его номера и даты составления. В акте общей формы №2914 от 29.07.2006 (л.д.56) указан характер технической неисправности – разрушение роликовой буксы, а также указано на продление срока доставки груза на 2 суток. Техническая неисправность подтверждена также уведомлениями на ремонт вагона (л.д.57-58). Согласно пункту 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной срок доставки груза, находящегося в отцепленном от маршрутной или групповой отправки вагоне, после устранения неисправности вагона, исчисляется исходя из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки. Исходя из вышеназванных обстоятельств, нормативный срок доставки груза вагоном № 56655723 составит 15 суток: (5594 км – 5357 км) : 550 км = 0,43; 5357 км : 400 км = 13,39 (14 суток). Таким образом, вагон №56655723 должен был находиться в пути следования: 15 суток (нормативный срок) + 2 суток (отправление/прибытие) + 2 суток (устранение технической неисправности на станции Тында) + 1 сутки (устранение неисправности на станции Челябинск-Главный) = 20 суток. Фактически указанный вагон находился в пути 14 суток, который не превышает нормативный срок, исчисленный с учетом пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, в связи с чем пеня в размере 2 116 руб. 62 коп. взысканию не подлежит. 30.07.2006 на станции Хани вагон № 53585717 был отцеплен в связи с технической неисправностью – сдвиг буксы, что подтверждается сведениями, содержащимися в железнодорожной накладной №ЭЧ829129 (л.д.13-14), актом общей формы №801 от 30.07.2006 (л.д.60) и уведомлениями на ремонт вагона (л.д. 61-62). В акте общей формы указано на продление срока доставки груза на 3 суток. Учитывая, что техническая неисправность возникла независимо от действий перевозчика и по причинам, от него не зависящим, возложение на него ответственности за просрочку доставки грузов является неправомерным. Согласно пункту 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной срок доставки груза, находящегося в отцепленном от маршрутной или групповой отправки вагоне, после устранения неисправности вагона, исчисляется исходя из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки. Исходя из вышеназванных обстоятельств, нормативный срок доставки груза вагоном № 53585717 составит 15 суток: (5594 км – 4871 км) : 550 км = 1,31; 4871 км : 380 км = 12,82 (15 суток). Таким образом, вагон №53585717 должен был находиться в пути следования: 15 суток (нормативный срок) + 2 суток (отправление/прибытие) + 3 суток (устранение технической неисправности на станции Хани) = 20 суток. Фактически указанный вагон находился в пути 15 суток, который не превышает нормативный срок, исчисленный с учетом пункта 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, в связи с чем пеня в размере 4 233 руб. 24 коп. взысканию не подлежит. Таким образом, решение суда подлежит изменению в части уменьшения суммы пени до 17 523 руб. 14 коп. Возражения истца о том, что ответчик не доказал, что неисправность возникла по независящим от него причинам отклоняется как противоречащая названным выше доказательствам. Государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе подлежит распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных требований (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционный инстанции ПОСТАНОВИЛ: изменить решение (ст.269 АПК)решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.11.2007 по делу № А76-1444/2007 изменить. Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральская железная дорога» в пользу открытого акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» пени в размере 17 523 руб. 14 коп. В остальной части иска отказать. Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральская железная дорога» в пользу открытого акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» в возмещение расходов по государственной пошлине 435 руб. 60 коп. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции. В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru. Председательствующий судья М.Т.Хасанова Судьи: З.Н.Серкова О.Б.Фотина Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2008 по делу n А34-5585/2007. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|