Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 по делу n А50-12819/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-265/2007-АК г. Пермь 06 марта 2008 года Дело № А50-12819/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н., судей Борзенковой И.В., Григорьевой Н.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В., при участии: от заявителя ОАО «Чайковский речной порт» – Иванцова Е.В., (дов. от 01.03.2008 года); от заинтересованных лиц 1) ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края – Вяткина О.К. (дов. от 03.03.2008 года); 2) УФНС России по Пермскому краю – не явился, извещен надлежащим образом; от третьего лица УПФ РФ (ГУ) в г. Чайковском Пермского края – не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 30.11.2007 года по делу № А50-12819/2007, принятое судьей Ситниковой Н.А., по заявлению ОАО «Чайковский речной порт» к 1) ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края; 2) УФНС России по Пермскому краю третье лицо: УПФ РФ (ГУ) в г. Чайковском Пермского края о признании недействительным решения, незаконными действий, установил: В арбитражный суд обратилось ОАО «Чайковский речной порт» с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконными действий ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края по списанию денежных средств в размере 100 000 руб. в счет недоимки по взносам в Пенсионный фонд РФ. Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.11.2007 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм процессуального права. В качестве доводов в апелляционной жалобе указано, что в рамках настоящего спора, Инспекция является ненадлежащим ответчиком, поскольку фактически списание денежных средств с расчетного счета налогоплательщика произведено по инкассовому поручению УПФ РФ по г. Чайковскому Пермского края, а не налоговым органом. Ходатайство о замене ненадлежащего ответчика было заявлено в суде первой инстанции, между тем, орган Пенсионного фонда РФ был привлечен только в качестве третьего лица. Заявитель жалобы считает, что в соответствии с действующим законодательством, налоговые органы не несут ответственности за действия органов Пенсионного фонда РФ, тогда как в соответствии с п. 1 ст. 25 ФЗ № 167-ФЗ от 15.12.201 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» налоговые органы осуществляют только контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснил, что отсутствие задолженности по страховым взносам, в связи с реструктуризацией, а также частичным погашением задолженности по пене, не оспаривается. Инкассовое поручение, выставленное УПФ РФ, не отзывалось. Кроме того, в данном инкассовом поручение был указан неверный КБК, о чем составлено уведомление, которое ошибочно отправлено в адрес плательщика. Общество уточнило КБК, указав код для зачисления в текущие платежи, в связи с чем, налоговым органом, согласно таблице соответствия КБК РФ осуществлено уточнение КБК и денежные средства, числящиеся за Обществом как невыясненные поступления, зачислены на КБК «Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ», о чем плательщик извещен. Таким образом, списание денежных средств произведено именно органом Пенсионного фонда РФ. Представитель Общества возразил против позиции налогового органа по мотивам, перечисленным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. В частности в отзыве указано, что при получении от Инспекции уведомления об ошибочном указании неверного КБК в платежном документе и просьбе об его уточнении, плательщик составил платежное поручение и сообщил в налоговый орган новые реквизиты, свидетельствующие об отнесении данного платежа на январь 2007 года в уплату страховых взносов, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии. Таким образом, Организация считает, что списание спорных денежных средств по КБК, указанному налоговым органом, образовало переплату в размере 100 000 руб. Следовательно, с учетом списания задолженности в порядке реструктуризации, в нарушение ст. 25 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» налоговый орган самовольно повторно взыскал задолженность, которая погашена. Представители УФНС России по Пермскому краю и третьего лица не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, письменные отзывы не представили. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда вынесено законно и обоснованно и отмене не подлежит по следующим основаниям. ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края направила в адрес ОАО «Чайковский речной порт» письмо за № 09-17/2229 от 19.02.2007 года, свидетельствующее о зачислении, списанных со счета плательщика денежных средств в размере 100 000 руб. по инкассовому поручению, на невыясненные поступления, в связи с указанием в платежном документе неверного КБК. При этом, налоговым органом урегулирован данный платеж согласно таблице соответствия кодов доходов бюджетной классификации в уплату недоимки по взносам в Пенсионный фонд РФ (л.д. 13). Считая, что действия Инспекции по списанию денежных средств в сумме 100 000 руб. в счет недоимки по взносам в Пенсионный фонд РФ являются незаконными, поскольку задолженность перед Пенсионным фондом РФ фактически реструктурирована и погашена, Общество обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган (л.д. 25), в удовлетворении которой отказано (л.д. 23-24). Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что с учетом уплаченных и списанных сумм в порядке реструктуризации, задолженность перед Пенсионным фондом РФ по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 01.03.2002 года полностью погашена, основания для повторного взыскания отсутствует. Данные выводы являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству. Как следует из материалов дела, в 1997 году за Обществом числилась задолженность по взносам в ПФ РФ, пеням и штрафам, в связи с чем, в кредитные организации, в которых открыты счета Организации, органом ПФ РФ направлены инкассовые поручения, в том числе, № 00189 от 11.08.1997 года. На основании заявления от 28.03.2002 года (л.д. 61), решением Инспекции от 02.04.2002 года № 16 Обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности, в том числе, перед Пенсионным фондом РФ по состоянию на 01.03.2002 года по страховым взносам в сумме 487 349 руб., по пеням и штрафам в размере 15 % в сумме 297 873,60 руб., предоставив рассрочку, начиная со 2 квартала 2002 года, по уплате задолженности по страховым взносам страховым взносам, 15 % пеней и штрафов на срок 19 кварталов (л.д. 16-17). Также 12.03.2002 года утвержден график погашения реструктуризации задолженности пеней и штрафов ежеквартальными платежами в сумме 15 678 руб. при наличии права на списание 85 % задолженности по начисленным пеням и штрафам после погашения задолженности по страховым взносам в полном объеме и 15 % по начисленным пеням и штрафам (л.д. 48). В связи с указанными выше обстоятельствами, Общество направило в адрес органа ПФ РФ письмо № 392 от 17.09.2002 года об отзыве инкассовых поручений (л.д. 112). В ответ, письмом № 2665/3 от 03.10.2002 года территориальный орган ПФ РФ сообщил о невозможности приостановления взыскания задолженности и отзыва инкассовых поручений, а также указал на возможность досрочного погашения задолженности (л.д. 113). Поскольку вышеизложенные требования решения налогового органа в рамках реструктуризации выполнены Организацией и задолженность по состоянию на 01.07.2006 года была полностью погашена, налоговым органом принято решение № 16 от 14.07.2006 года о списании 85 % реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам, в том числе, перед Пенсионным фондом РФ в сумме 1 687.950 руб. (л.д. 29). Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговыми органами, а также органом ПФ РФ факт погашения задолженности по взносам в ПФ РФ. Между тем, согласно платежному ордеру № 0189 от 26.12.2006 года со счета плательщика списаны денежные средства в размере 100 000 руб., при этом, в качестве назначения платежа указана задолженность перед ПФ РФ на конец 2 квартала 1997 года. Следовательно, выводы суда первой инстанции о необоснованном повторном списании спорной суммы являются верными. Доводы Инспекции о том, что фактически налоговым органом произведено уточнение КБК денежных средств в виде неустановленных поступлений и их зачисление на надлежащий КБК, а также, что она является ненадлежащим ответчиком в рамках настоящего дела, не могут быть приняты во внимание в силу следующего. В соответствии с п. 1 ст. 25 ФЗ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. П. 2 указанной нормы предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абз. третий ст. 2 Закона N 167-ФЗ). Полномочия налоговых органов по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование позволяют им в рамках мероприятий налогового контроля принимать соответствующие решения на основании ст.ст. 31, 82, 87 и 101 НК РФ, а также, соблюдая досудебный порядок урегулирования споров, направлять страхователям требования об уплате страховых взносов (абз. пятый ст. 88 НК РФ). В соответствии с п. 2.1 Порядка обмена информацией между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда РФ от 04.02.2002 года, налоговые органы обеспечивают передачу органам Пенсионного фонда РФ копий актов проверок налоговых органов и решений налоговых органов по указанным актам по единому социальному налогу и страховым взносам. Таким образом, из положений ст. 25 Закона N 167-ФЗ следует, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и взыскание недоимки и пеней по страховым взносам рассматриваются законодателем как самостоятельные полномочия двух различных органов и суммы задолженности по взносам в Пенсионный фонд могут быть взысканы только органами Пенсионного фонда РФ. Ссылка Инспекции на положения Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», утвержденных Приказом ФНС России от 12.05.2005 года № ШС-3-10/2-1@, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в данном документе указано на самостоятельное исправление КБК налоговым органом, в случаях неверного указания КБК плательщиком, тогда как в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представитель Инспекции утверждал о списании спорной суммы именно на основании инкассового поручения, выставленного ПФ РФ, а не платежного поручения. Более того, апелляционная жалоба также содержит ссылку на внесение Обществом исправлений в платежный документ иной организации (ПФ РФ). При этом, в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 118-ФЗ от 05.08.2000 года взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном НК РФ. Кроме того, плательщиком представлены в материалы дела письмо № 71 от 25.01.2008 года, адресованное в УПФ РФ (ГУ) в г. Чайковском Пермского края об отзыве инкассовых поручений, в связи с выполнением решения о реструктуризации задолженности, а также ответ на него, из которого следует, что на основании Распоряжения Правительства РФ № 1462-Р от 16.10.2000 года УПФ РФ по г. Чайковскому передало ИМНС РФ по г. Чайковскому акт сверки расчетов плательщика страховых взносов по состоянию на 01.01.2001 года, в котором отражено, в том числе, спорное инкассовое поручение. По вопросу отзыва инкассовых поручений следует обратиться в налоговый орган. Таким образом, именно налоговый орган был обязан в рассматриваемом случае, при указании плательщиком отнесения списанной суммы на текущие платежи, произвести соответствующий зачет или зачисление (ст. 9 ФЗ № 118-ФЗ). На основании изложенного, у налогового органа отсутствовали какие-либо основания для списания задолженности перед ПФ РФ по взносам, пеням и штрафам в размере 100 000 руб. Кроме того, с учетом погашения указанной задолженности, списание денежных средств фактически является формой бесспорного повторного взыскания. Поскольку корректировку КБК произвел именно налоговый орган, а также учитывая то обстоятельство, что именно в связи с данными действиями у Общества списаны денежные средства, стороной по делу в качестве заинтересованного лица с учетом вышеприведенным норм законодательства является Инспекция. На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку при принятии апелляционной жалобы налоговому органу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию по результатам рассмотрения дела в суме 1.000 руб. Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л: Решение Арбитражного суда Пермского края от 30.11.2007 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Взыскать с ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1.000 (Одна тысяча) руб. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий Г.Н.Гулякова Судьи Н.П.Григорьева И.В.Борзенкова Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2008 по делу n А50-14224/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|