Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2008 по делу n А60-27085/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-9057/2007-АК
г. Пермь 20 февраля 2008 года Дело № А60-27085/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 20 февраля 2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Нилоговой Т.С., судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ромашкиной И.А.,при участии: от заявителей: не явились, извещены надлежащим образом от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу заинтересованного лица - Финансового управления в муниципальном образовании г. Алапаевск на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 ноября 2007 года по делу № А60-27085/2007 принятое судьей Филипповой Н.Г. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Пионер», ИП Жулимова И.А. к Финансовому управлению в муниципальном образовании г. Алапаевск третьи лица: МО «Город Алапаевск» в лице Администрации МО г. Алапаевск, МУ «Служба единого заказчика» МО «Город Алапаевск» о признании незаконным бездействия установил: Общество с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Пионер» (далее – заявитель, ООО ЮФ «Пионер»), индивидуальный предприниматель Жулимов И.А. обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения предмета требований) о признании незаконным бездействия Финансового управления в муниципальном образовании г. Алапаевск (далее – заинтересованное лицо, Финансовое управление) выразившегося в непринятии в установленный срок мер по выполнению требований исполнительного листа. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2007 г. (резолютивная часть оглашена 06.11.2007 г.) заявленные требования удовлетворены. Финансовое управление, не согласившись с вынесенным решением, просит в апелляционной жалобе его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Доводы жалобы сводятся к тому, что суд после принятия заявления к производству в нарушение ст. 133, 135, 136,137 АПК РФ не произвел необходимых процессуальных действий, в частности: не выяснил обстоятельства, касающиеся существа заявленных требований и возражений, не назначил предварительное судебное заседание, в результате чего при вынесении решения неверно применил нормы материального права. При этом, применение судом ст. 242.5 БК РФ считает необоснованным, так как МО г. Алапаевск не является бюджетным учреждением и не имеет лицевого счета. Судом также не учтено, что заинтересованное лицо не является органом принудительного исполнения. Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда не явились, от заявителей и третьего лица (МУ «Служба единого заказчика» МО «Город Алапаевск» поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей. В соответствии с ч.3 ст. 156, ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие. Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2007 г. по делу № А60-276/2007 с Муниципального образования «город Алапаевск» за счет средств казны в пользу ООО ЮФ «Пионер» взыскан основной долг в сумме 7 124 082, 54 руб. и государственная пошлина в сумме 47 120, 41 руб. На основании указанного решения 30.05.2007 г. Арбитражным судом Свердловской области выдан исполнительный лист № 204492. Исполнительный лист направлен заявителем в Финансовое управление 27.06.2007 г. и получен заинтересованным лицом 04.07.2007 г., что подтверждается, представленным в материалы дела уведомлением о вручении (л.д. 24). 26.07.2007 г. определением суда произведена замена взыскателя в отношении суммы основного долга, ООО ЮФ «Пионер» заменено на индивидуального предпринимателя Жулимова И.А., о чем было уведомлено Финансовое управлении с сообщением новых реквизитов для перечисления денежных средств (л.д.26-28, 29, 30). В связи с неисполнением исполнительного документа в установленный частью 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации трехмесячный срок заявитель, считая незаконным бездействие Финансового управления, выразившееся в несовершении действий, направленных на исполнение исполнительного листа от 03.05.2007 г. № 204492 обратился (02.10.2007 г.) в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Финансовое управление в данном случае является органом, осуществляющим исполнение судебного акта, при этом, в срок, установленный п.6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, требования исполнительного документа не исполнены, следовательно, незаконное бездействие имеет место. Оценив в порядке ст.71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции. Принимая решение, суд первой инстанции сослался на ст.242.5 БК РФ, вместе с тем, неверная ссылка на норму права в целом не привела к принятию неправильного решения ввиду следующего. Глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливает различный порядок списания бюджетных средств в зависимости от категории исполнительного документа. В случаях исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, исполнительный документ направляется в орган по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов (ст. 242.5 БК РФ). Поскольку должником в данном случае является муниципальное образование «Город Алапаевск», то есть публично-правовое образование, а не его администрация как бюджетное учреждение, и задолженность по исполнительному листу является обязательством публично-правового образования, а не муниципального учреждения. Следовательно, статья 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации к сложившимся правоотношениям сторон не применима. Однако, выводы суда о наличии незаконного бездействия со стороны Финансового управления являются правильными. В случае взыскания с муниципальных образований денежных сумм в возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, исполнительный документ направляется в финансовый орган муниципального образования. При этом положения ст. 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям (п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. № 23). Таким образом, исполнительный лист на взыскание за счет казны муниципального образования «Город Алапаевск» должен быть предъявлен в финансовый орган муниципального образования, которым является - Финансовое управление. В силу п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и заинтересованным лицом не опровергнуто, Финансовое управление не исполнило в трехмесячный срок требования исполнительного листа от 30.05.2007 г. № 204492, поступившего на исполнение 04.07.2007 г.; исполнительный документ не был исполнен и на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции. При указанных обстоятельствах арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что бездействие Финансового управления, выразившееся в непринятии в установленный срок мер по выполнению требований упомянутого исполнительного листа не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителей на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем признал его незаконным. Доказательства совершения действий, направленных на исполнение судебного акта, либо наличия уважительных причин невозможности его исполнения, материалы дела не содержат и в нарушение ст. 65 АПК РФ заинтересованным лицом суду апелляционной инстанции не представлены. Доводы подателя жалобы о том, что суд после принятия заявления к производству в нарушение ст. 133, 135, 136,137 АПК РФ не произвел необходимых процессуальных действий, в частности: не выяснил обстоятельства, касающиеся существа заявленных требований и возражений, не назначил предварительное судебное заседание, в результате чего при вынесении решения неверно применил нормы материального права, исследованы судом апелляционной инстанции и признаны подлежащими отклонению. Из материалов дела видно, что определением от 03.10.2007г. суд первой инстанции принял заявление к производству и назначил судебное заседание по настоящему делу на 06.11.2007 г. Предварительное судебное заседание не назначалось. С учетом характера спора и доводов заявителя судья в порядке подготовки дела к судебному заседанию предложил Финансовому управлению представить мотивированный отзыв. В заседании, состоявшемся 06.11.2007 г. в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных, суд рассмотрел спор по существу и объявил резолютивную часть решения. Согласно статье 134 АПК РФ подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, проведением предварительного судебного заседания, если в соответствии с названным Кодексом не установлено иное. Никаких изъятий из этого правила при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействий) государственного органа Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено. В ч. 1 ст. 137 АПК РФ указано, что судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству. В соответствии с ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершить предварительное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции можно лишь в случае, если в предварительном заседании присутствуют все лица, участвующие в деле, и они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции. В соответствии с ч. 3 ст. 270 АПК РФ процессуальное нарушение, не включенное в закрытый перечень безусловных оснований для отмены судебных актов (часть 4 статьи 270 АПК РФ), является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения Суд апелляционной инстанции считает, что рассмотрение дела без проведения предварительного судебного заседания с учетом разъяснения, содержащегося в п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в соответствии с которым по делам, рассматриваемым по правилам глав 23 - 26, 29 - 31 АПК РФ, сроки подготовки дела к судебному разбирательству, а также необходимость проведения предварительного судебного заседания и совершение иных подготовительных действий определяются в каждом конкретном случае судьей самостоятельно в пределах срока, установленного в названных главах Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения определенных категорий дел, в данном случае не является тем процессуальным нарушением, которое привело или могло бы привести к принятию неправильного решения. Как указано выше, Финансовому управлению судом было предложено представить свою обоснованную позицию по настоящему спору, данное право (одновременно и процессуальная обязанность в силу ст.131 АПК РФ) управление не реализовало. Таким образом, суд первой инстанции имел все основания, с учетом категории спора, его сложности, объема доказательственной базы, завершить подготовку дела без проведения предварительного судебного заседания, а при надлежащем уведомлении лиц, участвующих в деле, и в отсутствие мотивированных ходатайств об отложении судебного заседания рассмотреть спор по существу в одном судебном заседании. Ссылка апеллятора на то, что Финансовое управление не является органом принудительного исполнения, не принимается во внимание, поскольку государство в рамках выполнения своих обязанностей, вытекающих из ст. 52 Конституции Российской Федерации, создает необходимые законодательные и правоприменительные механизмы, обеспечивающие условия, необходимые для вынесения судом решения о возмещении вреда виновным лицом и его надлежащего исполнения уполномоченным государственным органом. В данном случае федеральным законодателем определено, что исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям производится финансовым органами муниципальных образований. Согласно ст.46 Устава муниципального образования город Алапаевск (принятого Решением Думы муниципального образования от 04.07.1996 г. № 43, в редакции Решения от 21.12.2006 г. № 116), постановлению главы Муниципального образования город Алапаевск от 07.05.2003 г. № 517 «Об утверждении Порядка осуществления расходов муниципального бюджета, открытия и ведения лицевых счетов бюджетных учреждений и организаций, имеющих право на получение средств муниципального бюджета и переведенных на казначейское исполнение» и Положению о Финансовом управлении в Муниципальном образовании город Алапаевск, утвержденному приказом Министерства финансов Свердловской области от 22.03.2006 г. № 81-к, Финансовое управление по своему статусу является не только территориальным органом Министерства финансов Свердловской области, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2008 по делу n А71-2974/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст. »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|