Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2008 по делу n А60-25198/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17 АП-9305/2007-АК

г. Пермь

6 февраля 2008 года                                                     Дело № А60-25198/2007­­

Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2008 года;

Постановление в полном объеме изготовлено 6 февраля 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р.А.

судей: Сафоновой С.Н., Григорьевой Н.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Голомолзиной Н.И.

при участии:

представитель заявителя Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнесергинском районе Свердловской области не явился, извещен надлежащим образом;

представитель ответчика индивидуального предпринимателя Чукина Н.И.  не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации  в Нижнесергинском районе Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области                                                                      

от 12.11.2007 года                                                        

по делу № А60-25198/2007,

принятое судьей Хачевым И.В.

по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнесергинском районе Свердловской области к индивидуальному предпринимателю Чукину Н.И.

о взыскании 8840,20 руб.,

установил:

В Арбитражный суд Свердловской области обратилось Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнесергинском районе Свердловской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Чукина Н.И. финансовых санкций в сумме 8840,20 руб. по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за недостоверное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2006г.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2007г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требований удовлетворить, поскольку факт представления недостоверных индивидуальных сведений подтверждается материалами дела, в установленный срок страхователь расхождения между индивидуальными сведениями и результатами проверки не устранил.

Предприниматель письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.

Пунктом 2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - ФЗ №27-ФЗ) установлено, что один раз в год, но не позднее 1 марта, страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с абз.3 ст.17 ФЗ №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Из материалов дела видно, что по материалам камеральной проверки представленных Предпринимателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования за 2006г. Пенсионным фондом установлено представление недостоверных сведений о суммах начисленных страховых взносов за 2006г., что было отражено в акте камеральной проверки №15 от 05.06.2007г. (л.д.8). На основании данного акта вынесено решение №15 от 27.06.2007г. о привлечении лица к ответственности (л.д.10). Названным решением Предприниматель привлечен к ответственности по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 8840,20 руб. При этом размер штрафа Пенсионным фондом был исчислен в размере 10% от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд за всех застрахованных лиц.

Неуплата  Предпринимателем в добровольном порядке указанной суммы штрафа, послужила основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о его принудительном взыскании.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в представленной Предпринимателем в судебное заседание уточненной декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от 18.10.2007г. содержатся сведения, которые соответствуют данным персонифицированного учета.

Как видно из материалов дела, Предприниматель являясь страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, представил  в Пенсионный фонд сведения о работающих у него застрахованных лицах за 2006 год, в том числе ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  (форма АДВ-11) и индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах застрахованного лица (формы СЗВ-4-1, СЗВ-4-2).

По результатам сверки индивидуальных сведений с декларацией по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006г. Пенсионный фонд составил протокол от 12.04.2007г., в котором указал на наличие расхождений в суммах начисленных страховых взносов, указанных Предпринимателем в декларации и в сведениях, представленных в Пенсионный фонд для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Предпринимателю было предложено представить уточненную декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006г. в срок до 26 апреля 2007 года.

В соответствии с п.35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997г. №318 при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.

В соответствии с п.36 Инструкции страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные.

Из содержания данных пунктов Инструкции следует, что в случае выявления расхождения между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки Пенсионный фонд направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Доказательств направления либо каким-нибудь иным образом вручения Предпринимателю протокола сверки  от 12.04.2007г. материалы дела не содержат.

Таким образом, Предпринимателю не были обеспечены условия для реализации обязанности по представлению надлежащих сведений в порядке, предусмотренном разделом V Инструкции.

Поскольку Пенсионный фонд в нарушение пункта 35 Инструкции не уведомил страхователя о выявленных расхождениях между представленными страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда РФ индивидуальными сведениями и результатами проверки и не предложил устранить допущенные ошибки, то ссылка суда первой инстанции на то, что допущенные неточности исправлены страхователем в уточненной декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от 18.10.2007г., является неправомерной, поскольку иной срок для устранения нарушений Пенсионным фондом установлен не был.

При этом уточненная декларация от 18.10.2007г., на которую сослался суд первой инстанции в своем решении, в материалах дела отсутствует. В материалы дела представлена уточненная декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от 01.07.2007г., содержащая сведения, которые соответствуют данным персонифицированного учета.

Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении Пенсионным фондом при проведении камеральной проверки требований ст.101 НК РФ.

Согласно ст.2 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

Порядок производства по делу о правонарушении, предусмотренном ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», названным Федеральным законом №167-ФЗ не установлен.

Следовательно, ст.101 НК РФ подлежит применению к рассматриваемому правоотношению.

В соответствии с п.2 ст.101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через представителя.

Согласно п. 14 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Акт камеральной проверки №15 от 05.06.2007г., полученный Предпринимателем 21.06.2007г., не содержит сведений о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Решение о привлечении Предпринимателя к ответственности за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета вынесено 27.06.2007г., т.е. до истечения срока, указанного в п.6 ст.100 НК РФ.

Доказательств извещения Предпринимателя о рассмотрении материалов дела на указанную дату Пенсионным фондом не представлено.

Помимо этого, по смыслу ст.17 ФЗ №27-ФЗ сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены, либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения.

Между тем, ни в акте камеральной проверки, ни в решении не указано, в отношении какого количества лиц были представлены недостоверные сведения.

При таких обстоятельствах исчисление органом ПФ РФ размера штрафа исходя из причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд за всех застрахованных лиц,  не может быть признано обоснованным.

На основании изложенного решение суда первой инстанции не подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2007г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Р.А. Богданова

Судьи

С.Н. Сафонова

Н.П. Григорьева

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2008 по делу n А60-21235/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также