Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2008 по делу n А60-32097/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-272/2008-АК

г. Пермь                                                                                                                                                                            

4 февраля 2008 года                                                                Дело № А60-32097/2007­­

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 4 февраля 2008 года.

               

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,

судей Нилоговой Т.С., Осиповой С.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тухватуллиной Э.Р., 

при участии:

от заявителя (ООО «Универсалкор-плюс»), извещенного надлежащим образом, представитель не явился;

от ответчика (Министерство природных ресурсов Свердловской области) – Злоказова Е.А. (представитель по доверенности от 15.01.2008г., предъявлен паспорт), Булгакова В.В. (представитель по доверенности от 03.04.2007г., предъявлен паспорт);

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу – Общества с ограниченной ответственностью «Универсалкор-плюс»      

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 13 декабря 2007 года

по делу №А60-32097/2007,

принятое судьей  Е.А. Кравцовой 

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Универсалкор-плюс»          

к Министерству природных ресурсов Свердловской области

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

В арбитражный суд Свердловской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Универсалкор-плюс» с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Свердловской области от 14.11.2007г. №276 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.

  Решением арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2007г.                 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает на отсутствие события административного правонарушения, поскольку сроки разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение законодательно не установлены, полагает, что в случае наличия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, правонарушение может быть признано малозначительным.

Ответчик представил письменный отзыв с возражениями против доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным, состав вменяемого правонарушения доказанным материалами дела, положения о малозначительности к совершенному деянию не подлежащими применению.   

В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика поддержали доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу. Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав представителей ответчика, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, специалистами Муниципального учреждения «Муниципальная экологическая инспекция г.Екатеринбурга» проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением                         ООО «Универсалкор-плюс» норм природоохранного законодательства. По результатам проверки составлен акт от 30.03.2007г., содержащий перечень выявленных нарушений (л.д. 58).

На основании материалов проверки, постановлением Свердловского межрайонного природоохранного прокурора от 02.10.2007г. в отношении Общества по фактам несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ. Постановление для исполнения направлено в Министерство природных ресурсов Свердловской области (л.д. 23).

По результатам рассмотрения материалов дела, постановлением административного органа №276 от 14.11.2007г., Общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 25).

Не согласившись с указанным постановлением, организация обратилась с заявлением о его отмене в арбитражный суд.

При разрешении спора, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения его к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

       На основании ст.ст. 22, 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Положениями ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

В целях реализации положений ст.18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000г. N461 утверждены «Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».       В соответствии с п.4 указанных Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представлять указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности Общества является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Деятельность предприятия связана с образованием отходов и необходимостью их последующего размещения, переработки или уничтожения. В процессе производственной деятельности образуются следующие опасные отходы: отработанные ртутные люминисцентные лампы (1 класс опасности); мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4 класс опасности); отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (4 класс опасности); шины пневматические отработанные (4 класс опасности). Размещение (хранение) отходов до передачи специализированным предприятиям осуществляется в контейнере, установленном снаружи у входа в автосервис.

В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет деятельность при отсутствии проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Факт отсутствия на момент проверки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подтверждается актом №ЭКО-11-07 от 30.03.2007г., постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.10.2007г. и Обществом не оспаривается (л.д. 23, 58). Как указано заявителем в апелляционной жалобе, проект нормативов образования отходов разработан к моменту рассмотрения дела судом.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку нарушение требований экологического законодательства допущено по вине организации, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела.

Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии события административного правонарушения в связи с тем, что сроки разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение законодательно не установлены, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.

Из вышеприведенных положений Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что деятельность, связанная с обращением опасных отходов может осуществляться только при наличии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, следовательно, на начало осуществления такой деятельности указанное требование экологического законодательства должно быть исполнено.

Вывод суда первой инстанции об отсутствии у Общества обязанности по оформлению лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, является правильным.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп.74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. N 524).

Для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе: перечень опасных отходов, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности для окружающей среды и здоровья человека, а также сведений о составе отходов); копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям (п.5 Положения о лицензировании).

Таким образом, из содержания вышепоименованных нормативных актов следует, что лицензированию подлежит не любая деятельность, в процессе которой образуются отходы, а деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, осуществляемая хозяйствующими субъектами с использованием специальных производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств.

В случае, если в процессе деятельности организации,

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2008 по делу n А50-11700/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также