Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2008 по делу n А50П-942/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9033/2007-АК

 

г. Пермь

14 января 2008 года                                                         Дело № А50П-942/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.

судей Осиповой С. П., Мещеряковой Т. И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тухватуллиной Э. Р.

при участии:

от заявителя – Общества с ограниченной ответственностью "Ярослав": Захваткин В. Е. по доверенности от 11.01.2008 г., паспорт

от ответчика – Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края: Нечаева О. С. по доверенности от 10.01.2008 г., паспорт

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя – Общества с ограниченной ответственностью "Ярослав"

на решение Постоянного судебного присутствия в г. Кудымкаре Арбитражного суда Пермского края

от 20 ноября 2007 года

по делу № А50П-942/2007,

принятое судьей Фроловой Н.Л.

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ярослав"

к Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Ярослав» (далее Общество, заявитель) обратилось в Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре Арбитражного суда Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 203 от 22.10.2007г., вынесенного Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 35 000 руб.

Решением арбитражного суда от 20.11.2007г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, оспариваемое постановление признать незаконным.

Доводы жалобы сводятся к тому, что осуществление предпринимательской деятельности без лицензии не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ; на сбор собственных отходов не требуется наличие лицензии, утверждение лимита; юридическое лицо невиновно в ненадлежащем оформлении паспортов опасных отходов, поскольку на день их составления отсутствовали нормативные акты, содержащие прямое указание на требование по согласованию паспорта опасных отходов в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации. Представитель общества поддержал позицию, изложенную в отзыве, представив письменное заявление о дополнительных доводах, которое было приобщено судом к материалам дела.

Государственная инспекция по охране окружающей среды Пермского края представила отзыв на жалобу, в котором с жалобой не соглашается, полагая, что допущенные нарушения экологических требований правомерно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ. Представитель инспекции в заседании поддержала доводы отзыва.

По собственной инициативе суд приобщил к материалам дела документы, подтверждающие порядок привлечения к ответственности: определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 30.08.2007 г. с копией уведомления о вручении определения обществу, копии уведомлений о вручении обществу вызовов на составление протокола и постановления, служебную записку от 26.09.2007 г. о продлении срока административного расследования до 30.10.2007 г.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального  кодекса РФ.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, арбитражный  апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Государственная инспекция по охране окружающей среды Пермского края провела проверку ООО «Ярослав», по результатам которой составила Акт по результатам проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды от 12.07.2007г., протокол об административном правонарушении в области охраны окружающей среды от 08.10.2007г. и 22.10.2007г. постановлением № 203 привлекла Общество к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа в сумме 35 000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции мотивировал решение тем, что факт совершения заявителем  правонарушения подтвержден материалам административного дела, Обществом допущено виновное несоблюдение требований законодательства об охране окружающей среды.

Согласно постановлению № 203 от 22.10.2007г. о привлечении к административной ответственности в вину заявителю вменено совершение правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении деятельности по сбору, временному хранению и транспортировке опасных отходов от производственной деятельности ООО «Ярослав» без лицензии, паспортов опасных отходов, установленного лимита на размещение опасных отходов.

Из представленной в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным и дополнительными видами деятельности Общества являются распиловка и строгание древесины, пропитка древесины; лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области; оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом (л.д. 31).

В акте проверки от 12.07.2007г. зафиксировано, что Общество арендует земельный участок площадью 12758м² из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в с. Ленинск Кудымкарского района Пермского края для размещения пилорамы. В процессе предпринимательской деятельности на территории ООО «Ярослав» образуются  опасные отходы 2-5 классов опасности, а именно: масла автомобильные отработанные, обтирочный материал, загрязненный маслами, аккумуляторы свинцовые отработанные с неслитым электролитом, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, покрышки отработанные, опил натуральный чистой древесины, отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины, лом черных металлов в кусковой форме. Предприятием не получена лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. У заявителя отсутствует проект нормативов предельно-допустимых выбросов, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не согласованы в установленном порядке паспорта опасных отходов, находящихся в обращении. Плата за загрязнение окружающей среды вносится заявителем сверх установленного лимита.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрено применение административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (п.1 ст. 22 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с требованиями ст.18 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии  с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую  природную среду уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

В соответствии с пунктом 4 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства.

Пунктами 1, 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны: вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии со статьей 14 Закона № 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

Согласно п. 1 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002г. № 785, паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (ст.1 Закона № 89-ФЗ). В соответствии со ст. 9 Закона № 89-ФЗ деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу подпункта 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 09.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что при осуществлении деятельности по сбору, временному хранению и транспортировке опасных отходов от производственной деятельности ООО «Ярослав», у заявителя отсутствовали лицензия, лимиты на размещение отходов, паспорта опасных отходов, согласованные с территориальными органами Министерства природных ресурсов России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Доказательств обратного заявителем не представлено. Отсутствие лицензии в рассматриваемом случае является нарушением экологических требований к обращению с опасными отходами и квалифицируется по ст. 8.2 КоАП РФ, так как не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, в ходе осуществления производственной деятельности Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства, то есть, допущено виновное несоблюдение указанных требований.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку аналогичные доводы были заявлены в суде первой инстанции, были предметом подробного исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом предусмотренной КоАП РФ процедуры привлечения Общества к административной ответственности. О времени и месте составления протокола и рассмотрения административного дела общество было извещено, при вынесении постановления присутствовал законный представитель общества.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

Решение Постоянного судебного присутствия в г. Кудымкаре Арбитражного суда Пермского края от 20 ноября 2007 года по делу № А50П-942/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Ярослав» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре Арбитражного суда Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

           Е.Ю. Ясикова

Судьи

           С. П. Осипова

          Т. И. Мещерякова

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2008 по делу n А60-25554/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также