Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 по делу n А60-35170/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1491/2013-АК

г. Пермь

05 марта 2013 года                                                   Дело № А60-35170/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С.Н.,

судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е.И.

при участии:

от заявителя ООО "АИП": Лившиц А. В. – представитель по доверенности от 14.03.2013;

от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области: не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "АИП"

на решение  Арбитражного  суда  Свердловской области

от 19 декабря 2012 года по делу № А60-35170/2012,

принятое судьей Савиной Л.Ф.,

по заявлению ООО "АИП" (ОГРН 1086672027661, ИНН 6672284467)

к Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области (ОГРН 1126672000014, ИНН 6685000017)

о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

ООО "АИП" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области (далее – Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 06.08.2012.

Решением Арбитражного  суда  Свердловской области от 19 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель указывает на  ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что ликвидационный баланс Общества содержит недостоверные сведения. По мнению  заявителя жалобы, наличие в балансе сведений о наличии у Общества нераспределенной прибыли и имущества, правом на получение которого участники Общества на момент составления ликвидационного баланса не воспользовались, о недостоверности ликвидационного баланса не свидетельствует.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просит решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Инспекция письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направила, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

16.03.2012 единственным участником общества – Федеровым А.А. принято решение о ликвидации Общества, обязанности ликвидатора возложены на Зидымышева Е.Г.

Сообщение о ликвидации общества опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 12 (370) от 28.03.2012 с указанием на то, что требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения.

08.06.2012 инспекцией выдана обществу справка № 19422 об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, пени и налоговых санкций.

07.06.2012 участником общества принято решение об утверждении ликвидационного баланса (решение участника №5).

30.07.2012 ликвидатор общества представил в инспекцию заявление по форме Р16001 (№7186) о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.

06.08.2012 инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, а именно: ликвидационного баланса.  

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Отказывая в удовлетворении  заявленных требований, суд первой инстанции указал на непредставление обществом всех необходимых документов, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации).  

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Нормами ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.  Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен главой VII Закона о регистрации.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется  подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, в частности, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица (ст. 21 Закона о регистрации).

В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно п. 1 ст. 21 Закона относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, и ликвидационный баланс.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого решения послужил факт установления инспекцией отраженных в  представленном обществом ликвидационном балансе сведений о нераспределённой прибыли общества в сумме 58 000 рублей. На этом основании инспекция сделала вывод о том, что ликвидация общества не завершена, а его ликвидационный баланс не может быть признан достоверным.

Как верно установлено судом первой инстанции,  обществом представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, в том числе и ликвидационный баланс.

Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган всех перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о регистрации документов не является достаточным основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица не соблюден.

Согласно п. 3 ст. 22 Закона о регистрации документы, предусмотренные ст. 21 настоящего федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Процедура ликвидации юридического лица регулируется положениями статей 61 – 64 ГК РФ. Так, согласно п. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Кроме того, вопросы ликвидации обществ с ограниченной ответственностью регулируются   Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее – Закон об ООО), в соответствии с п. 1 ст. 57 которого общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований данного федерального закона. В соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 18 Закона об ООО участники общества имеют право в случае ликвидации общества получить часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в установленной  п. 1 ст. 58 Закона об ООО  очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из совокупности приведенных выше требований действующего законодательства следует, что для завершения процесса ликвидации общества с ограниченной ответственностью должно быть принято решение о правовой судьбе оставшегося имущества и оформлены соответствующие бухгалтерские документы.

Непринятие  такого решения может повлечь  нарушение права участника общества на получение оставшегося имущества общества либо его стоимости  в денежном выражении.

Поскольку по данным ликвидационного баланса у общества имелась  нераспределённая прибыль в сумме 58 000 рублей, а предусмотренное п. 1 ст. 58 Закона об ООО решение о правовой судьбе этого имущества, не принято,  бухгалтерские документы о его передаче (списании с баланса общества) не оформлены, инспекция пришла к верному выводу о том, что представленные на государственную регистрацию документы свидетельствовали о нарушении порядка ликвидации общества, предусмотренного п. 7 ст. 63 ГК РФ и содержали недостоверные сведения о завершении процедуры ликвидации юридического лица.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2011 № 7075/11, нарушение установленного ст. 61-64 Кодекса порядок ликвидации юридического лица и непредставление для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимых документов в регистрирующий орган является основанием для отказа в государственной регистрации. При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.

Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование.

С указанного момента прекращаются также и полномочия всех органов юридического лица, включая ликвидационную комиссию (ликвидатора).

Следовательно, после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества правовая возможность принятия решения о распределении (передаче) оставшегося имущества общества будет утрачена, что может привести к нарушению имущественных прав участника общества.

В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно указал на наличие у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации Общества.

Таким образом, выводы суда сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права.

Соответствующие доводы жалобы подлежат отклонению на основании вышеизложенного.

Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, в том числе, установленных ст. 228 АПК РФ, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 декабря 2012г. по делу №А60-35170/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

С.Н.Сафонова

Судьи

В.Г.Голубцов

Н.М.Савельева

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 по делу n А60-43986/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также