Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2006 по делу n 17АП-1870/06АК. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Пермь                                                            Дело № 17АП-1870/06АК

20 ноября  2006 г.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего   Савельевой Н.М.

судей  Осиповой С.П., Мещеряковой С.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем   Колмогорцевой И.Н.

рассмотрев апелляционные  жалобы: заявителя -  ЗАО «Уральский завод прецизионных сплавов», третьих лиц – физических лиц, перечисленных в приложении № 28 к акту проверки

на решение Арбитражного суда  Свердловской  области  от 14 сентября 2006г.

по делу № А60-11385/06-С8, принятого судьей  

                                     Гаврюшиным О.В.

по заявлению:  ЗАО «Уральский завод прецизионных сплавов»

к  Инспекции ФНС РФ по Березовскому Свердловской области

3-и лица: физические лица, перечисленные в приложении № 28 к акту проверки

о признании недействительным решения   и о взыскании налоговых санкций

при участии

от заявителя: Попков А.Ю., Поморцев О.Ю., Маряшин Е.И., Андреев В.П. –представители по доверенности

от ответчика:  Сбродова У.В., Струкова И.А. -  представители по доверенности

от 3-х лиц:  Новоселова Е.А. –представитель по доверенности

установил:

            ЗАО «Уральский завод прецизионных материалов» обратился в арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС РФ по г.Березовскому Свердловской области от 5.04.2006г. № 08-12\8932 в части доначисления ЕСН в сумме 6 101 696руб.90коп., соответствующих пени и штрафа по п.3 ст.122 НК РФ, а также в части требования внести исправления в индивидуальные карточки сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, а также сумм налогового вычета  за периоды 2003-2004г.(с учетом уточнения  заявленных требований, л.д.23, том 1 ).

            Инспекция ФНС РФ по г.Березовскому Свердловской области  предъявила встречное заявление о  взыскании с общества налоговых санкций по п.3 ст.122 НК РФ в сумме 2 422 811руб.41коп.

            Решением арбитражного суда Свердловской  области от 14.09.2006г.  в удовлетворении заявленных требований ЗАО «Уральский завод прецизионных сплавов» отказано. Заявленные требования налогового органа удовлетворены в полном объеме.

             Общество, а также третьи лица, не согласившись с принятым решением, просят его отменить и принять новый судебный акт об  удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаются на отсутствие у налогового органа правовых оснований для доначисления ЕСН, в связи с тем, что у  предприятия  отсутствовали трудовые отношения с работниками, поименованными в приложении № 28 к акту.

             Налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения  по основаниям, указанным в отзыве на апелляционные жалобы.

             Законность  и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции   отмене или изменению не подлежит.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная проверка  ЗАО «Уральский завод прецизионных материалов» по вопросу  правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет ЕСН за 2003-2004г. По результатам проверки составлен акт от  7.03.2006г.  и вынесено решение от 5.04.2006г. № 08-12\8932, в соответствии с которым обществу предложено уплатить в бюджет ЕСН за 2003-2004г.г. в сумме  6 101 696руб.90коп., пени и штраф по п.3 ст.122 НК РФ, а также внести  соответствующие  исправления в индивидуальные карточки работников по ЕСН за указанный период. 

Основанием для доначисления ЕСН за 2003-2004г.г., пени и штрафа по п.3 ст.122 НК РФ послужили выводы акта проверки  об уклонении ЗАО «УЗПС»  от уплаты налога  путем заключения договора № 1 от 1.06.2001г. с Железнодорожной РООИ  об оказании услуг по предоставлению технического и управленческого персонала, который был пролонгирован на 2002-2004г. и выплаты заработной платы через общественную организацию инвалидов, которая в соответствии с пунктом 2 статьи 239 НК РФ освобождена от уплаты ЕСН.  По мнению инспекции, указанный договор был заключен сторонами  лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия, увольнение работников из ЗАО «УЗПС» и прием их на работу в Железнодорожную РООИ происходил формально, фактически  трудовые отношения работников сложились не с общественной организацией инвалидов (Железнодорожная РООИ ),  а с ЗАО «УЗПС».  

 Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из  характера сделок и фактических обстоятельств дела усматриваются умышленные действия  общества, направленные на уклонение от уплаты ЕСН.

Указанный вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему налоговому законодательству.

В соответствии со статьей 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты или иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Налоговая база по ЕСН определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц (статья 237 НК РФ).

25.01.2001г. Постановлением главы муниципального образования г.Березовский № 43 зарегистрировано в качестве юридического лица ЗАО «Уральский завод по обработке цветных металлов» (сокращенно – ЗАО «УОЦМ», с 24.10.2002г. переименовано в ЗАО «Уральский завод прецизионных сплавов»( сокращенно- ЗАО «УЗПС»). С момента создания и весь проверяемый период генеральным директором был Хусаинов Ф.Г., главным бухгалтером Огнетова Н.В. Из пояснений представителей общества установлено, что предприятие  осуществляло финансово-хозяйственную деятельность на  производственной базе иного юридического лица - ОАО «УЗПС», признанного  по решению суда банкротом и исключенного из ЕГРЮЛ на основании свидетельства  от 15.08.2002г. серии 66 № 001456190.    

24.04.2001г. Главным управлением Министерства юстиции РФ по Свердловской области постановлением № 3273 зарегистрировано в качестве юридического лица Железнодорожная районная общественная организация инвалидов Свердловской областной общественной организации инвалидов «Центральная общественная организация инвалидов производства» (далее Железнодорожная РООИ).

1.06.2001г. между ЗАО «УЗПС» и Железнодорожной РООИ был заключен договор № 1 об оказании услуг   по предоставлению технического и управленческого персонала, пролонгированный на 2002- 2004г., оплата за оказанные услуги производилась на основании счетов-фактур путем перечисления на расчетный счет исполнителя.

 Из анализа трудовых книжек работников, реестров сведений о доходах физических лиц, представленных  Железнодорожной РООИ в ИФНС  РФ по Железнодорожному району и ЗАО «УЗПС» в ИФНС по г.Березовскому, а также имеющихся в материалах дела  опросов бывших работников следует, что  фактически Железнодорожная РООИ подбором технического и управленческого персонала не занималась,  так как персонал ранее либо работал на ЗАО «УОЦМ», а затем был переведен в Железнодорожную РООИ, либо был переведен в Железнодорожную РООИ из предприятия ОАО «УЗПС», находящегося в состоянии банкротства. При переводе из одного предприятия в другое, работники фактически оставались на своих рабочих местах, изменений в характере труда, рабочего места и зарплаты не происходило. После прекращения договора в 2004году работники, которые были ранее переведены в Железнодорожную РООИ снова были переведены в ЗАО «УЗПС» на прежние должности.

Как правильно установил суд первой инстанции, обществом были совершены умышленные действия, направленные на уклонение от уплаты единого социального налога, о чем свидетельствуют следующие действия должностных лиц общества. Из пояснений главного бухгалтера ОАО «УЗПС» Огнетовой Н.В. следует, что  договор № 1 от 1.06.2001г. был заключен обществом, поскольку условия, предложенные Железнодорожной РООИ по договору, были выгодны для ЗАО «УЗПС» в связи  с льготным налогообложением общественной организации инвалидов  по ЕСН.   Трудовые договоры от имени РООИ «Железнодорожная» с работниками заключались Хусаиновым Ф.Г.,  который являлся генеральным директором ЗАО «УЗПС». Справки по форме 2-НДФЛ, выдаваемые  Железнодорожной РООИ, подписаны  Огнетовой Н.В., являющейся главным бухгалтером ЗАО «УЗПС». Налоговые карточки Железнодорожной РООИ велись Кремлевой И.И., являющейся начальником расчетной группы ЗАО «УЗПС». Начальник отдела кадров ЗАО «УЗПС» Брылина Е.С. одновременно занимала должность по совместительству  исполнительного директора  Железнодорожная РООИ и в этой должности подписывала финансовые документы от имени  указанной организации – счета-фактуры, акты приемки-сдачи работ, оказанных услуг, дополнительное соглашение о продлении срока действия договора об оказании услуг № 1 от 1.06.2001г. Работники заводоуправления и руководство ЗАО «УЗПС» были оформлены в Железнодорожной РООИ по совместительству, заработную плату получали на рабочих местах в  ЗАО «УЗПС», которая выдавалась общественными кассирами – работниками ЗАО «УЗПС», либо бывшими работниками, переведенными в Железнодорожную РООИ. Указания о переводе работников поступали от генерального директора ЗАО «УЗПС» Хусаинова Ф.Г.  Документы по оформлению исполнялись работниками отдела кадров ЗАО «УЗПС» и находились в ЗАО «УЗПС». При устройстве на работу в ЗАО «УЗПС», вновь принимаемых работников оформляли в  Железнодорожную РООИ, а после прекращения договора в 2004году  сотрудники Железнодорожной РООИ были обратно переведены  на те же самые должности в ЗАО «УЗПС».  Из пояснений представителей инспекции следует, что сумма услуг, оказанных Железнодорожной РООИ  ежемесячно составляла 1,5 млн.руб. и фактически состояла  из сумм  заработной платы работников, выполняющих работу на рабочих местах в ЗАО «УЗПС», но формально числящихся в Железнодорожной РООИ. Заработную плату работники получали в кассе заводоуправления ОАО «УЗПС». Трудовые книжки хранились в  отделе кадров ЗАО «УЗПС». Из опроса работников, числящихся в Железнодорожной РООИ Макридиной Н.В., Ивановой Л.М., Наборщикова С.В., Герасимовой Е.Ю., Егоровой Н.Е., Аненко С.Н., Катаевой Л.Е. и других следует, что  они  фактически трудоустраивались  в ЗАО «УЗПС».

Суд первой инстанции, оценив надлежащим образом имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что  договор № 1 от 1.06.2001г.  был заключен сторонами  для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия. Увольнение работников из ЗАО «УЗПС», прием их на работу в РООИ «Железнодорожная» осуществлялся лишь формально, фактически работники выполняли трудовые обязанности на прежних рабочих местах, источником выплаты заработной платы для них являлось ЗАО «УЗПС».  Целью заключения договора являлась выплата заработной платы через общественную организацию инвалидов, которая в соответствии с пунктом 2 статьи 239 НК РФ освобождена от уплаты ЕСН с сумм выплат и вознаграждений, не превышающих 100 000руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо, и как следствие – уклонение от уплаты ЕСН с сумм начисленной заработной платы.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках, в  случае  отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. Руководствуясь указанной нормой, налоговый орган  доначислил ЕСН за 2003-2004г. на основании списка лиц (372 работника), полученного от ИФНС по Железнодорожному району г.Екатеринбурга в ходе проведения встречной проверки  Железнодорожной  РООИ и сведений о доходах лиц, полученных от налогового агента Железнодорожной  РООИ.  Расчет  сумм единого социального налога, причитающегося  к уплате ЗАО «УЗПС» (приложение № 28 к акту проверки) соответствует требованиям  п.п.7 п.1 ст.31 НК РФ, ст.ст.236, 237 НК РФ. Обществом не представлены ни налоговому органу, ни  в материалы дела доказательства, подтверждающие  наличие в указанном расчете сумм, не подлежащих налогообложению, налоговых льгот, а также подтверждающих право  на применение налоговых вычетов (п.2 ст.243 НК РФ).

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на  отсутствие оснований для внесения исправлений в индивидуальные карточки учета начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленных ЕСН за период 2003-2004г., в связи с отсутствием первичных документов (трудовых договоров между работниками и обществом)  отклоняется, так как  из обстоятельств дела следует, что фактически  трудовые отношения  у работников возникли с ЗАО «УЗПС», а не с Железнодорожной РООИ, а также в связи с тем, что весь документооборот (издание приказов о приеме на работу, об увольнении, переводе,  заключение трудовых договоров, внесение записей в трудовые книжки) велся должностными лицами ЗАО «УЗПС», документы фактически хранились также в ОАО «УЗПС».

 Довод общества о том, что   представленный в материалы дела расчет доначисленного налоговым органом ЕСН не соответствует требованиям налогового законодательства, в связи с тем, что в налоговую базу  по ЕСН могли быть ошибочно включены  доходы (например, в виде материальной выгоды), которые не являются объектом обложения ЕСН, отклоняется, так как не подтвержден материалами дела. Учитывая, что начисление заработной платы и ее выплата работникам предприятия производилась должностными лицами ЗАО «УЗПС», общество обладало всей необходимой  информацией о  произведенных выплатах в пользу физических лиц по трудовым договорам (статьи 236, 237 НК РФ) и имело возможность представить  в порядке статьи 65 АПК РФ  документы, опровергающие произведенный инспекцией расчет  в части  размера доначисленного налога.

Ссылка общества на  отсутствие в материалах дела доказательств того, что Железнодорожная РООИ действительно не уплатила ЕСН с выплат работников, указанных в акте проверки отклоняется, так как уплата ЕСН в бюджет указанной организацией не исключает обязанность  налогоплательщика (ЗАО «УЗПС»), фактически осуществляющего выплаты физическим лицам по трудовым договорам,  по  исчислению и своевременной уплате в бюджет ЕСН.   Действия налогоплательщика по возврату  

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2006 по делу n КСНИМ.. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также