Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 по делу n А71-7156/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-7465/2007-АК
г. Пермь 29 ноября 2007 года Дело № А71-7156/2007 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю. судей Щеклеиной Л.Ю., Мещеряковой Т.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С. при участии: от заявителя - Открытого акционерного общества «Удмуртагроснаб»: не явились от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Удмуртской Республике: Вагизов А.В., паспорт, доверенность от 26.03.2007г. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Удмуртской Республике на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 сентября 2007 года по делу № А71-7156/2007, принятое судьей Коковихиной Т.С. по заявлению Открытого акционерного общества «Удмуртагроснаб» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Удмуртской Республике об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности установил: Открытое акционерное общество «Удмуртагроснаб» (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Межрайонной ИФНС России № 7 по Удмуртской Республике о назначении административного наказания № 57 от 23.08.2007г., в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 30 000 руб. за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов. Решением арбитражного суда от 14.09.2007г. (резолютивная часть от 13.09.2007г.) заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что заявителем было допущено виновное противоправное деяние по ст. 14.5 КоАП РФ, при котором вина Общества определяется виной продавца; на рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал законный представитель ОАО «Удмуртагроснаб» по доверенности от 01.06.2007г. № 08-03/851-2, в которой указано полномочие Постникова И.П. на представление в налоговой инспекции интересов Общества по всем вопросам, в том числе и по административным с правом подписи всех необходимых документов. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы жалобы. Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, письменный отзыв не представило, своего представителя в судебное заседание не направило. Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции вынесено законно, обоснованно и отмене не подлежит по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ОАО «Удмуртагроснаб»» к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ послужили результаты проверки магазина (г. Можга, Свердловский бульвар, 91) проведенной должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 7 по Удмуртской Республике. При осуществлении проверки 01.08.2007 г. составлен акт проверки наличных денежных средств кассы, где выявлены излишки в сумме 4366,43 руб. (л.д. 49), взяты письменные объяснения с Денисовой М.В. (л.д. 72); составлен протокол об административном правонарушении № 57 от 17.08.2006 г. (л.д. 10). Согласно Постановлению № 57 от 23.08.2007г. в вину Обществу вменено совершение правонарушения по ст. 14.5 КоАП РФ, выразившееся в том, что при продаже ремня А 1250 на вентилятор к трактору МТЗ по цене 66 руб. бухгалтер-кассир Денисова М.В. не отбила и не выдала в момент оплаты покупателю контрольно-кассовый чек. Данным постановлением в отношении заявителя применено административное наказание, предусмотренное санкцией ст. 14.5. КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 30 000 руб. Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением по настоящему делу в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, налоговым органом установлен и материалами дела подтвержден, но установленная КоАП РФ процедура привлечения заявителя к административной ответственности налоговым органом не соблюдена. Данный вывод суда соответствует действующему законодательству и материалам дела. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли, либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет ответственность, установленную ст. 14.5 КоАП РФ. Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что ОАО «Удмуртагроснаб» не были приняты все зависящие меры по применению контрольно-кассовых машин, поскольку не было обеспечено соблюдение требований Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ. Допущенные работником противоправные виновные действия (бездействие) не освобождают самого работодателя (общество) от административной ответственности, так как все торговые операции, осуществляемые в торговой точке организации, проводятся от его имени, следовательно, организация несет ответственность за неприменение им контрольно-кассовой техники. Таким образом, вина Общества как субъекта административных правоотношений определяется виной работника, не отбившего контрольно-кассовый чек. Несоблюдение работником правил применения контрольно-кассовой техники влечет ответственность лица, от имени которого совершены операции по реализации товаров, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 3 определения от 14.12.2000 г. № 244-О. Представленными в материалах дела документами и объяснениями продавца Денисовой М.В., подтверждается факт совершения правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ. При этом нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления. Согласно статье 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. О совершении административного правонарушения составляется протокол (ст. 28.2 КоАП РФ), законный представитель юридического лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола. Из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 24 Постановления № 10 от 02.06.2004 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола. Из материалов дела следует, что административным органом производство по делу об административном правонарушении проводилось в отношении структурного подразделения ОАО «Удмуртагроснаб» (генеральный директор Бабиков А.В.). Акт проверки от 01.08.2007 г., протокол об административном правонарушении от 17.08.2007 г. были составлены в присутствии представителя Постникова И.П. – руководителя обособленного подразделения заявителя в г. Можге. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, извещения о времени и месте составления протокола направлялись по месту нахождения ОАО «Удмуртагроснаб» (г. Ижевск, ул. Пойма, 79 – л.д. 12, 47). Между тем, для объяснений по акту проверки законный представитель 03.08.2007 г. не явился (акт о неявке – л.д. 48). Уведомлением от 03.08.2007 г. налоговый орган обязывал заявителя явкой для составления протокола на 16.08.2007 г. к 10 час. 00 мин., при этом протокол составлен 17.08.2007г. Доказательств уведомления законного представителя общества о явке для составления протокола на 17.08.2007 г., а также для вынесения постановления на 23.08 2007г. материалы дела не содержат. Кроме того, из обратного уведомления, представленного на листе дела 47 следует, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении было получено ОАО «Удмуртагроснаб» лишь 23.08.2007г., то есть в день составления оспариваемого постановления. Руководитель структурного подразделения филиала Общества не является законным представителем общества. Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного суда Российской федерации, изложенной в пункте 24 Постановлении от 26.07.2007 г. № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»» следует, что суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является. Доказательств того, что Постников И.П. - руководитель обособленного подразделения Общества в г. Можге - был уполномочен представлять интересы ОАО «Удмуртагроснаб» при производстве по рассматриваемому административному делу № 57 материалы дела не содержат. Поскольку данные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются невосполнимыми, существенными, ущемляющими права лица, привлекаемого к ответственности, они служат самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа. В силу вышеизложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 сентября 2007 года по делу № А71-7156/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 7 по Удмуртской Республике – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий Е. Ю. Ясикова Судьи Л.Ю. Щеклеина Т.И. Мещерякова Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 по делу n А50-10241/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|