Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2007 по делу n А50-9835/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/аСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-7790/2007-АК
г. Пермь 26 ноября 2007 года Дело № А50-9835/2007 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Григорьевой Н. П. судей Богдановой Р.А., Сафоновой С.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В. при участии: представителя заявителя ФГУ «Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства»: Крапивиной О.Б. – по доверенности № 21-07-61 от 12.11.2007г., паспорт 5703 385057; представителей заинтересованного лица ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края: Вяткиной О.К. – по доверенности № 04-22/19085 от 23.11.2007г., удостоверение УР № 066984; Михайловой С.В. – по доверенности № 04-21/14755от 10.09.2007г., удостоверение УР № 067392; рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 25 сентября 2007 года по делу № А50-9835/2007, принятое судьей Байдиной И.В. по заявлению ФГУ «Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» к ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края о признании решения недействительным, установил: Федеральное государственное учреждение «Камское государственное учреждение «Камское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (далее ФГУ «Камводпуть», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с (с учетом уточнения) заявлением о признании недействительным решения о зачете № 1274 от 02.05.2007 года, принятого ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края. Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.09.2007 года заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение по делу отменить как принятое с нарушением норм материального права. Указывает, что в силу п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пени и штрафам производится налоговыми органами самостоятельно. Осуществление зачета не квалифицируется в качестве меры принудительного взыскания, зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты. О наличии задолженности по пени заявитель был уведомлен, следовательно, налоговый орган имел право произвести зачет излишне уплаченных сумм налога в счет погашения задолженности по пени самостоятельно. В судебном заседании представитель налогового органа поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснила суду, что все реквизиты платежного поручения на уплату налога на имущество по итогам 1 квартала 2007г. были заполнены верно. Поскольку уплата налога была произведена учреждением до подачи налоговой декларации и наступления срока уплаты авансовых платежей по налогу на имущество, данный платеж был квалифицирован инспекцией как переплата по налогу. За учреждением числилась задолженность по пени, в связи с чем, уплаченные суммы на основании решения налогового органа о зачете были направлены на погашение задолженности по уплате пени. Представитель учреждения в судебном заседании поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу, просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснила суду, что уплаченная сумма налога не являлась излишне уплаченной, а представляла собой целевой платеж, направленный на уплату налога на имущество организаций за 1 квартал 2007г. Налоговый орган не извещал налогоплательщика о наличии у него излишне уплаченных сумм налога, не предлагал провести совместную сверку расчетов по налогам. Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) суд апелляционной инстанции полагает, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания. Как следует из материалов дела, ФГУ «Камводпуть» в соответствии со ст. 373 НК РФ является плательщиком налога на имущество организаций. Платежным поручением № 334 от 09.04.2007г. на сумму 3979164 руб. учреждение уплатило налог на имущество за 1 квартал 2007г. (л.д. 9). 24.04.2007г. учреждение представило в ИФНС России по г. Чайковскому Пермского края налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2007г. с исчисленной суммой налога, подлежащего уплате в бюджет в размере 3979164 руб. (л.д. 10-13). 02.05.2007г. инспекцией было принято решение № 1274 о зачете переплаты по налогу на прибыль в сумме 1066138,36 руб. в счет имеющейся у заявителя задолженности по уплате пени по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, за предыдущие периоды (л.д. 66). Не согласившись с принятым решением о зачете, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного правового акта недействительным. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель является бюджетным учреждением. В силу п. 1 Постановления Пленума ВАС № 31 от 17.05.2007г. взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, пеням и штрафам осуществляется налоговыми органами в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной ст.ст. 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абз. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ, вследствие чего проведение зачета, являющегося формой принудительного взыскания, неправомерно. Выводы суда являются ошибочными. В силу подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ. Пунктом 1 ст. 78 НК РФ установлен общий порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени и штрафа и (или) зачета этих сумм в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо погашения недоимки. В соответствии с 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно. В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда. В соответствии со ст. 20 Закона о налогообложении в Пермской области № 1685-296 от 30.08.2001г. срок уплаты налога: за 1 квартал 2007г. – не позднее 10.06.2007г., за полугодие 2007г. – до 30.07.2007г., за 9 месяцев 2007г. – не позднее 30.10.2007г., за год – 30.07.2008г. Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что налог на имущество организаций за 1 квартал 2007г. уплачен учреждением 09.04.2007г., то есть до наступления срока уплаты налога. Таким образом, данная сумма правомерно признана налоговым органом переплатой. Согласно выписке из лицевого счета налогоплательщика за период с 01.01.2007г. по 30.07.2007г. за учреждением по состоянию на 01.01.2007г. числилась недоимка по уплате пени по налогу на имущество организаций в сумме 1066138,35 руб. (л.д. 57-58). Поступившая по платежному поручению № 334 от 09.04.2007г. сумма налога 3979164 руб. была на основании решения налогового органа частично зачтена в счет уплаты пени в сумме 1066138,35 руб. Из имеющейся в материалах дела таблицы расчет пени (л.д.48), выписок из лицевого счета (л.д. 50-56) следует, что данная сумма пени образовалась у налогоплательщика в результате несвоевременной уплаты налога на имущество в течение 2004г. Данное обстоятельство налогоплательщиком не оспаривается. Таким образом, по состоянию на 01.01.2007г. у налогоплательщика имелась задолженность по уплате пени по налогу на имущество организаций в сумме 1066138,35 руб. Уведомлением № 06.1-13/803 от 22.01.2007г. (л.д. 46) налогоплательщик был извещен о наличии задолженности по уплате пени по налогу на имущество в сумме 1066138,35 руб., путем направления инспекцией акта сверки расчетов налогоплательщика (л.д. 41-45). Доказательств того, что учреждение было не согласно с данным актом, либо иным образом оспаривало наличие данной задолженности, в материалах дела не имеется. При таких обстоятельствах, учреждению были известны фактические обстоятельства, послужившие основанием для осуществления зачета излишне уплаченного налога в счет образовавшейся задолженности. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного суда РФ № 381-О-П от 08.02.2007г. положения пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи не препятствуют налоговому органу самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных сумм налога не только в счет погашения недоимки, но и в счет задолженности по пеням, подлежащим уплате, но не уплаченным ранее вместе с суммой недоимки по налогу. Поскольку заявитель уведомлялся о наличии задолженности по уплате пени, налоговый орган был вправе самостоятельно произвести данный зачет без дополнительного предварительного уведомления налогоплательщика. Осуществление зачета не квалифицируется в качестве меры принудительного взыскания. В данном случае налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 45 и пунктом 6 статьи 78 НК РФ обязан проинформировать налогоплательщика о принятом решении о зачете, при несогласии с которым налогоплательщик вправе оспорить его в вышестоящий орган или в суд. С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что произведенный на основании оспариваемого решения зачет является мерой принудительного взыскания, которое в силу пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ должно осуществляется в судебном порядке, являются неверными. Таким образом, решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба – удовлетворению. В удовлетворении заявленных требований заявителя следует отказать. В соответствии со ст. 110 АПК РФ, пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ с ФГУ «Камводпуть» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25.09.2007 года отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать. Взыскать с ФГУ «Камводпуть» в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе 1000 рублей. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий Н. П. Григорьева Судьи Р.А. Богданова С.Н. Сафонова Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2007 по делу n А60-5190/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|