Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2007 по делу n А50-7783/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-6989/2007-АК

 

г. Пермь

13 ноября 2007 года                                                         Дело № А50-7783/2007-А14­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.

судей Щеклеиной Л.Ю., Мещеряковой Т.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.

при участии:

от заявителя - Администрации Коми-Пермяцкого округа Пермского края: Тотьмянина Н.В., паспорт, доверенность от 09.10.2007г.

от ответчика - Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Долматова Н.М., удостоверение, доверенность от 11.04.2007г.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 13 августа 2007 года

по делу № А50-7783/2007-А14,

принятое судьей Ситниковой Н.А.

по заявлению Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа Пермского края

к Государственному учреждению - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

о признании недействительным ненормативного правового акта

установил:

Администрация Коми-Пермяцкого округа Пермского края (далее Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом дополнения) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее Учреждение) от 18.05.2007г. № 326ш/107/94 о привлечении страхователя к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 руб. на основании ст. 19 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Закон № 125-ФЗ) за нарушение срока регистрации в качестве страхователя.

Решением арбитражного суда от 13.08.2007г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что изменение порядка регистрации страхователей – юридических лиц с 01.01.2004г. не освободило от обязанности по регистрации в качестве страхователей те юридические лица, которые уже были созданы и прошли государственную регистрацию до 01.01.2004г., но еще не зарегистрированны в качестве страхователей; уклонение от регистрации характеризуется непрерывным осуществлением состава правонарушения, то есть правонарушение является длящимся; привлечение к ответственности должно производиться по правилам, действующим на момент совершения правонарушения, то есть на момент окончания его совершения – 07.02.2007г.; в рассматриваемой ситуации юридическое лицо уклонялось от регистрации в качестве страхователя более семи лет; вывод суда об отсутствии оснований для привлечения таких юридических лиц к ответственности, предусмотренной за нарушение срока регистрации в качестве страхователя у страховщика, неверен; действие Закона  № 125-ФЗ распространяется не только на тех юридических лиц, которые были созданы после вступления его в силу, но и на уже созданные к этому моменту юридические лица, а права и обязанности этих двух категорий юридических лиц абсолютно одинаковы. Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Администрация представила письменный отзыв, с доводами жалобы не согласна, считает судебный акт законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы отзыва, ссылаясь на пропуск Учреждением срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения; отсутствие оснований для привлечения заявителя к ответственности, так как заявитель был зарегистрирован в качестве юридического лица до вступления в силу закона, обязывающего юридическое лицо проходить регистрацию в качестве страхователя в органе Фонда социального страхования. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы отзыва, пояснил, что регистрация Администрации Коми-Пермяцкого округа Пермского края в качестве страхователя была произведена Учреждением еще в 2001г.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной в отношении Администрации Коми-Пермяцкого округа Пермского края проверки, Учреждением составлен акт от 13.04.2007г. и принято решение от 18.05.2007г.               № 326ш/107/94 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.

Основанием для привлечения к ответственности послужил вывод Учреждения о нарушении заявителем предусмотренного ст. 6 Закона срока регистрации в качестве страхователя более чем на 90 дней.

Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом, Администрация обратилась с заявлением по настоящему делу в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, поскольку истец был зарегистрирован в качестве юридического лица до вступления в силу закона, обязывающего юридическое лицо проходить регистрацию в качестве страхователя в органе Фонда социального страхования и  предусматривающего ответственность за нарушение срока такой регистрации, а в соответствии со ст. 54 Конституции Российской Федерации Федеральный закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Такой вывод суда является правильным, соответствует законодательству и материалам дела.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» регистрация страхователей - юридических лиц страховщиком производится в десятидневный срок со дня их государственной регистрации.

За нарушение страхователями сроков регистрации статьей 19 Закона                   № 125-ФЗ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб., а за нарушение установленного статьей 6 названного Закона срока более чем на 90 дней – штрафа в размере 10 000 руб.

Вместе с тем, Федеральным законом от 23.12.2003г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» изменена редакция статьи 6 Закона № 125-ФЗ.

Согласно названной норме с 01.01.2004г. регистрация юридических лиц в Фонде социального страхования в качестве страхователей осуществляется в пятидневный срок с момента представления в территориальный орган страховщика органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию, соответствующих сведений.

Следовательно, после 01.01.2004г. обязанность юридических лиц непосредственно самим обращаться в ФСС с заявлением о регистрации, отменена. Соответственно, в отношении них не действуют меры ответственности, предусмотренные статьей 19 Закона № 125-ФЗ.

Кроме того, пунктом 74 Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.12.2003 г. № 134 «Об утверждении методических  указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам» также разъяснено, что в связи с тем, что регистрация в качестве страхователей юридических лиц осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, которые представляются в отделение Фонда соответствующим регистрирующим органом (инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам) в срок не более чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации, штрафные санкции за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя в отделении (филиале отделения) Фонда к юридическим лицам не применяются.

Из материалов дела следует, что Администрация зарегистрирована в качестве юридического лица 22.08.1991г. Указом Президента Российской Федерации. С заявлением о регистрации в качестве страхователя в территориальный орган страховщика заявитель обратился 07.02.2007г. Довод Администрации о ее регистрации в качестве страхователя в 2001 году документально не подтвержден.

Поскольку на момент рассмотрения спора в суде в действиях Администрации отсутствовал состав правонарушения, за который предусмотрена ответственность по ст. 19 Закона № 125-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением Учреждения.

Арбитражный апелляционный суд также считает необходимым отметить, что оспариваемое заявителем решение является незаконным, поскольку Учреждением пропущен срок для привлечения к указанной ответственности, исчисляемый по правилам ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Трехлетний срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ, с учетом принятия Учреждением оспариваемого решения 18.05.2007г. пропущен.

Довод заявителя жалобы о длящемся характере совершенного Администрацией правонарушения арбитражным апелляционным судом отклоняется, так как законом установлен конкретный срок регистрации страхователей, а невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся правонарушением.

Таким образом, решение суда первой инстанции по настоящему делу отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

1. Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 августа 2007 года по делу № А50-7783/2007-А14 оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Государственно учреждения – Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

2. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

        Е. Ю. Ясикова

Судьи

       Л.Ю. Щеклеина

        Т.И. Мещерякова

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2007 по делу n А50-6821/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также