Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2007 по делу n А50-11777/07-А16­­. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-7121/07-АК

 

г. Пермь

25 октября 2007 года                                                         Дело № А50-11777/07-А16­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,

судей  Осиповой С.П., Мещеряковой Т.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,

при участии:

от заявителя - ОАО «Пермглавснаб»: Романова С.Ю., паспорт 5707 №033568, доверенность от 20.03.2007г.

от заинтересованного лица – Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края: Нечаева О.С., паспорт 5703№566522, доверенность от 24.10.2007г.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя-

ОАО «Пермглавснаб»

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 10 сентября 2007 года

по делу № А50-11777/07-А16,

принятое судьей Кетовой А.В.,

по заявлению ОАО «Пермглавснаб»

к Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

В Арбитражный суд Пермского края обратилось ОАО «Пермглавснаб» (далее – заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции по охране окружающей природной среды Пермского края (далее – заинтересованное лицо) от 13.08.2007г. №151 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

  Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2007г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции настаивал на требованиях и доводах апелляционной жалобы, пояснив, что деятельностью, подлежащей лицензированию, общество не занимается; сбор, вывоз и захоронение отходов осуществляет МУП «Спецкоммунтранс».

Заинтересованное лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.

В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица, пояснил, что общество занимается деятельностью, в процессе которой образуются отходы, следовательно, данная деятельность подлежит лицензированию.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

  Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон,  проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене либо изменению не подлежит. 

Как следует из материалов дела, должностными лицами административного органа проведена проверка природоохранной деятельности ОАО «Пермглавснаб».

В ходе проведения проверки установлено, что основными видами деятельности предприятия являются: оптово-розничная торговля продукцией и товарами, осуществление строительства объектов, выполнение функций заказчика по проектированию, в ходе которых на предприятии образуются отходы 1-4 классов опасности для окружающей природной среды - пожароопасные и токсичные (отработанные люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные аккумуляторы свинцовые, масла моторные отработанные, шины пневматические отработанные, отходы (мусор) от уборки помещений и т.д.).

Основанием для возбуждения административного дела послужили выявленные в ходе проведения проверки факты отсутствия лицензии на обращение с опасными отходами, образующимися при осуществлении хозяйственной деятельности, отсутствии инвентаризации отходов, отсутствии паспортов опасных отходов, отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

30.07.2007г. государственным инспектором Пермского края по охране природы составлен протокол об административном правонарушении.

  По результатам рассмотрения материалов дела постановлением от 13.08.2007г. №151 общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 70 000 руб.

  Не согласившись с указанным постановлением, организация обратилась с заявлением о его отмене в арбитражный суд.

Отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, доказан административным органом.

  Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела пришел к следующим выводам.

  В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г., Федеральным законом от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральным законом от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ст.24 Федерального закона от 10.01.2002г. 37-ФЗ «Об охране окружающей среды»  нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с действующим законодательством, лимиты на размещение отходов устанавливают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Обязательность и порядок паспортизации опасных отходов предусмотрены Постановлением Правительства РФ №818 от 26.10.2000г. и приказом Министерства природных ресурсов РФ № 785 от 02.12.2002г. Форма паспорта опасных отходов и инструкция по его заполнению утверждена приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002г. №785.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

На основании статьи 9 названного выше Закона деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.

Факт отсутствия у учреждения на момент проверки лицензии, оформленных в установленном порядке паспортов на опасные отходы, а также лимитов на их размещение в окружающей природной среде зафиксирован актом по результатам  проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды от 13.07.2007г., протоколом об административном правонарушении от 30.07.2007г., постановлением о назначении административного наказания от 13.08.2007г. Заявителем указанные факты в ходе административного производства не опровергались.

Таким образом, установив в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, административный орган правомерно привлек его к ответственности.

 Из материалов дела следует, что в процессе уставной деятельности общества (строительства объектов) образуются отходы разных классов опасности, в том числе чрезвычайно опасные отходы.

 Деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов заявитель не занимается.

Между ОАО «Пермглавснаб» и МУП «Спецкоммунтранс» заключен договор от 17.05.2007г. о приемке на полигон твердых отходов. В соответствии с условиями данного договора муниципальное предприятие осуществляет приемку, обработку и захоронение твердых отходов, в соответствии с санитарными правилами устройства и содержания полигона.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обращению с опасными отходами.

Федеральным законом N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации (ст. 14).

Согласно статье 28 данного Закона, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, неисполнение юридическими лицами требований Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998г. N 89-ФЗ, предъявляемых к деятельности по обращению с опасными отходами, является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в том случае, когда они осуществляют деятельность, в процессе которой образуются такие отходы.

  Состав административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ является формальным, наступления последствий не требуется. Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарных требований законодательства, при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность, в результате которой образуются опасные отходы, следовательно, оно обязано получить соответствующую лицензию, а при ее отсутствии - общество несет административную ответственность. Доводы апелляционной жалобы о том, что деятельность, в процессе которой образуются отходы, не подлежит лицензированию, являются несостоятельными.

 Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможностью для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что обществом принимались меры, направленные на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил, которые позволили бы судить об отсутствии вины общества, в материалах дела не имеется, суду апелляционной инстанции не представлено.

Назначение наказания по средней границе ответственности произведено административным органом с учетом смягчающих обстоятельств и того факта, что каждое из нарушений, вменяемых заявителю, является самостоятельным основанием для привлечениям к административной ответственности, допущенные заявителем нарушения являются существенным нарушением требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.

Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

                                 

П О С Т А Н О В И Л :

 

1.Решение арбитражного суда Пермского края от 10 сентября 2007г. по делу А50-11777/2007-А16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО «Пермглавснаб» – без удовлетворения.

2.Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

  Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа  www.fasuo.arbitr.ru .

Председательствующий                                                               Л.Ю.Щеклеина   

Судьи                                                                                             С.П. Осипова

                                                        

                                                                                                        Т.И.Мещерякова

                                                                                                                                                                                            

                                                                                                      

 

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2007 по делу n А50-21134/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также