Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2007 по делу n А71-5106/07-Г16. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/аСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-6637/07-АК
г. Пермь 04 октября 2007 года Дело № А71-5106/07-Г16 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С.Н. судей Грибиниченко О.Г.,Богдановой Р.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатовой О.С., при участии: от истца (заявителя) ГУДП УР «Ижевское»-Абдрахманова И.Р. по доверенности № 251 от 15.05.07, Плюснин О.Д. по доверенности №251 от 05.07.07, от ответчика (заинтересованного лица)- Межрайонный отдел по взысканию налогов и сборов УФССП России по Удмуртской Республике, Межрайонный отдел по взысканию налогов и сборов УФССП России по Удмуртской Республике (судебный пристав-исполнитель Малков А.Ю.) – не явились,извещены надлежаще от третьего лица -ФГУП УДС-2 при Спецстрое России г.Киров – не явились,извещены надлежаще, рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ГУДП УР «Ижевское» и судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по взысканию налогов и сборов УФССП России по УР Малкова А.Ю. на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.07.2007 года по делу № А71-5106/07-Г16, принятое (вынесенное) судьей Козленко В.Н., по иску (заявлению) ГУДП УР «Ижевское» к Межрайонный отдел по взысканию налогов и сборов УФССП России по Удмуртской Республике, Межрайонный отдел по взысканию налогов и сборов УФССП России по Удмуртской Республике (судебный пристав-исполнитель Малков А.Ю.) третьи лица: ФГУП УДС-2 при Спецстрое России г.Киров о признании постановления и бездействия незаконными, установил: ГУДП УР «Ижевское» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по взысканию налогов и сборов УФССП России по УР Малкова А.Ю. от 25.06.07 N 1287/05 о взыскании исполнительского сбора в части превышающей 1% и признании незаконным бездействия пристава , выразившегося в том, что производство не окончено при исполнении требования исполнительного листа должником. Решением суда от 30.07.07 требования удовлетворены частично, постановление судебного пристава-исполнителя признано законным и обоснованным поскольку отсутствовали уважительные причины для его неисполнения должником, бездействие признано незаконным, как не соответствующее ст. 27 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве". Должник- ГУДП «Ижевское» обратилось в апелляционный суд с жалобой на отказ в признании недействительным постановления о взыскании сбора в максимальном размере -7%, просил снизить сбор до 1%, ссылаясь на тяжелое финансовое положение предприятия. Судебный пристав-исполнитель с решением суда не согласен в части признания бездействия незаконным , просит его отменить в указанной части, ссылаясь на отсутствие необходимости окончания исполнительного производства в связи с неисполненным постановлением по исполнительскому сбору. Проверив законность судебного акта в полном объеме в порядке ст. ст. 268,269 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу об отмене решения суда.. Из материалов дела следует, что на основании выданного Арбитражным судом УР исполнительного листа N А71-51/2005-Г7 о взыскании с предприятия в пользу ФГУП 1 233 968,01 руб., судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 11.08.05 N 1287/05 о возбуждении исполнительного производства, которым срок для добровольного исполнения установлен на 5 дней (л.д.5). Данным постановлением предусмотрено взыскание с должника исполнительского сбора в случае невыполнения требований исполнительного документа в установленный срок. С учетом получения должником постановления 31.08.05, срок для добровольного исполнения составил до 06.09.05. Требование должником исполнено за пределами этого срока – 20.10.05 и 26.09.06 (л.д.7 и 9). В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в установленный срок, судебный пристав-исполнитель 25.06.07 принял постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы, что составляет 86 377,76 рублей (л.д.6). Исполнительное производство окончено не было. Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к выводу о правомерности определения размера исполнительского сбора в 7% в связи с неисполнением должником требования пристава в установленный срок и незаконности бездействия пристава по невынесению постановления об окончании производства как противоречащее ст. 27 Закона «Об исполнительном производстве». Согласно ч. 1 ст. 81 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. Частью 5 этой же нормы предусмотрено, что о взыскании исполнительского сбора выносится постановление или об этом может быть указано в постановлении о возбуждении исполнительного производства. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 7 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя являются исполнительными документами. Положения названных норм в их совокупности дают основания считать постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора исполнительным документом. Между тем, данное постановление выносится в процессе исполнительного производства и в этой связи носит производный (вторичный) характер, поскольку принимается только в процессе принудительного исполнения актов суда и иных органов на основании выданных ими исполнительных документов, и, следовательно, не может их подменять и служить юридическим основанием для нового, самостоятельного исполнительного производства. Указанные положения закреплены в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.01 N 13-П (пункт 6). Таким образом, принятие судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора является основанием для продолжения исполнительного производства , а вывод суда о незаконности бездействия по невынесению постановления об окончании – неправомерен. Кроме того, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора после прекращения исполнительного производства, не соответствует требованиям ч. 2 ст. 24 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве", согласно которой по прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются, и позиции ВАС РФ ,изложенной в Информационном письме №77 от 21.06.04 (пп.27,28,30). Также апелляционный суд не усматривает нарушения прав и законных интересов заявителя указанным бездействием, соответствующие доказательства в дело заявителем не представлены , судом первой инстанции таковые не установлены и в судебном акте не изложены. В отношении размера исполнительского сбора апелляционный суд пришел к следующему. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П предусмотренная статьей 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Установленный в пункте 1 статьи 81 Закона размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. Как следует из упомянутого Информационного письма №77 ,арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств (п.26). Как видно из материалов дела причина пропуска установленного срока для добровольного исполнения невелика -1,5 месяца, в итоге должником решение суда о взыскании долга исполнено добровольно путем перечисления денежных средств по платежным поручениям ,без применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного характера. Из имеющихся в деле бухгалтерских документов- балансов на 2005,2006 гг., отчетах о прибылях и убытках (л.д.10-17) усматриваются признаки тяжелого финансового положения должника. Таким образом , один лишь факт невыполнения требований судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении в 5-ти дневный срок не может служить основанием для определения исполнительского сбора в максимальном размере ,при наличии указанных обстоятельств, существенно влияющих на степень вины должника, и с учетом принципа соразмерности штрафа правонарушению .Поэтому требование должника о снижении размера до 1% является обоснованным и подлежит удовлетворению, а решение суда- отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 270 ч.1 п.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.07.07 отменить. Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 25.06.07 о взыскании исполнительского сбора в части превышающей 1% , что составляет 8 637,7 рублей. В остальной части требований отказать. 2. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий Сафонова С. Н. Судьи Грибиниченко О.Г. Богданова Р.А. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2007 по делу n А60-28185/2005. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|